Что такое термостат и какой у него принцип работы

Термостат для отопления

Около 30 лет назад в системе отопления начали использоваться специальные приборы, с помощью которых можно контролировать температурный режим внутри помещений. Термостаты для отопления — так эти приборы называются. Они стали неотъемлемой частью любой отопительной системы независимо от назначения помещения, где она применяется.

С помощью термостатов можно не только регулировать поток и температуру теплоносителя в радиаторах отопления, но и при необходимости полностью перекрыть подачу в радиаторе. Это облегчает ремонт или замену прибора, поскольку не нужно останавливать весь процесс отопления и полностью сливать теплоноситель. Поэтому установка термостата, это очень выгодное вложение.

Все без исключения термостаты имеют одну и ту же конструкцию и одинаковый принцип работы. Отличается только способ управления прибором.

   Термостат для отопления

Механический или, как его еще называют, ручной терморегулятор отопления, имеет на вентиле температурную градацию. Если необходимо изменить температурный режим внутри комнаты, стоит только повернуть рукоятку в ту или другую сторону

Здесь важно точно поймать необходимое деление. Иногда это приходится определять опытным путем

Рассмотрим более подробно техническое исполнение

Электронные термостаты

Электронный комнатный термостат в своей основе имеет три главных компонента:

Основной плюс электронных терморегуляторов — точность работы по выявлению и корректированию температурного режима в помещении. Таким прибором просто управлять, его можно использовать в составе «умного дома».

Электромеханические термостаты

Электромеханический комнатный термостат проще электронного по внутреннему устройству. Центральным элементом устройств является реле. Этот узел внешне похож на цилиндр в виде трубки, которая наполняется отзывчивым к температуре веществом. Как только котел разогревается — вещество расширяется. И наоборот: при понижении температуры вещество сужается. На изменения вещества реагирует привод, который с помощью электроцепи регулирует температурный режим.

   Электромеханический термостат

Механические термостаты

Регуляторы механического типа характеризуются отсутствием электронной начинки. В основе принципа работы таких термостатов лежит способность материалов изменять свои свойства под воздействием температуры. В результате изменения температурного режима вещества в газовой мембране, замыкается или разрывается электроцепь, что приводит в действие те или иные механизмы оборудования.

Комнатный термостат для газового котла (или любого другого) может управляться механическим или автоматическим способом. На степень прогрева помещения оказывает непосредственное влияние температура теплоносителя. Как только он нагреется до нужной кондиции, котел выключается. При снижении температуры — подключается вновь. Порог срабатывания отличается в разных системах, но в целом составляет 0,25 градуса.

Функцию контроля за работой отопительного оборудования выполняет программатор. Это устройство, помимо очевидного удобства от автоматизации процесса, выполняет и другую роль — позволяет экономить топливо. Ведь в ручном режиме котел часто включается и отключается, а передвижение теплового носителя создается насосом, который работает даже тогда, когда отопительная система отключена. Следствие этого — повышенный расход электричества и сокращенный срок службы оборудования.

Обратите внимание! Комнатный терморегулятор отзывается не на температуру теплового носителя, а именно на температуру воздуха, в результате чего количество включений-отключений котла снижается в сравнении с регулировкой ручным способом. Иными словами, даже если батареи уже холодные, но температура воздуха в комнате на приемлемом уровне, котел включаться не будет

Также не станет включаться котел и в некоторых других ситуациях:

Практика применения терморегуляторов показывает — они позволяют экономить до трети тепловой энергии.

Виды наиболее распространенных обогревателей (бытовых)

В России спектр предлагаемых потребителю обогревателей широк:

  • масляные обогреватели подходят при обогреве помещений с небольшой площадью. Хотя данный тип обогревателей и отличается экономичностью, часто возникает вопрос, чем заменить встроенный термостат масляного радиатора, чтобы более точно поддерживать показания температуры и тем самым снизить расходы на электричество;
  • нагревательные ИК-панели (их напольные, настенные виды, работающие от розетки) обеспечивают в домах, коттеджах, офисах и магазинах очень быстрый прогрев воздуха. Они отличаются компактностью, бесшумной работой и безопасностью эксплуатации. Регуляторы температуры ИК-панелей отличаются по типу, и разные модели могут оснащаться как функциональным терморегулятором, так и его механическим аналогом либо только кнопкой включения/отключения обогрева;
  • напольные, настенные радиаторы рекомендуется устанавливать в помещениях, где холодные стены или в помещениях с большим остеклением. Данный тип обогревателей используется с успехом как в жилых домах, так и в бассейнах, салонах автомобилей, зимних садах. Термостат в таких устройствах либо отсутствует, либо обладает минимальным функционалом и не способен обеспечивать равномерный прогрев;
  • тепловые пушки завоевали популярность среди потребителей ввиду возможности быстрого обогрева помещения, однако расход электроэнергии при их использовании значительно выше;
  • электротены были изобретены в конце XIX века, с тех пор они претерпели значительные изменения и стали наиболее мощными и безопасными, однако принцип их функционирования остался неизменным. Наличие встроенных термостатов также не всегда является гарантом обеспечения равномерного обогрева и экономного расхода электричества на поддержание необходимой температуры.

Где находится терморегулятор в холодильнике?

Найти его несложно. Он всегда напрямую связан с кнопкой или ручкой регулятора температуры, находится в непосредственной близости от приспособления для выставления режима. Точное расположение зависит от модели и года выпуска холодильника.

Возможные варианты размещения и способы получения доступа к механизму:

  • Внутренняя часть морозильной камеры. Решение актуально для отечественных и некоторых иностранных холодильников, конструкцию которых сегодня можно охарактеризовать словом «устаревшая». Чтобы увидеть корпус температурного реле в этих моделях, достаточно открыть морозильник. На одной из панелей будет располагаться прямоугольная пластиковая коробочка. Внутри неё и находится искомый объект. Для получения доступа к нему снимают ручку терморегулятора и откручивают защитный короб. Последний иногда демонтируется достаточно легко, инструменты могут и не понадобиться. Потребуется лишь нажатие на защёлки.
  • Наружная часть. В современных холодильных агрегатах реле размещено за пределами холодильной камеры, а именно в верхней части холодильника, над колёсиком. Для доступа к устройству понадобится крестообразная отвёртка. При помощи её откручивают саморезы, на которые крепится планка с сигнальной лампой. Но перед использованием инструмента, как и в предыдущем случае, нужно будет вытащить кнопку регулятора температурного режима.

Неисправности термостата

Ниже представлены наиболее распространенные неисправности термостатирующего устройства авто.

  • Нарушение работы клапана малого круга. Проблема актуальна для двухклапанных устройств. В результате износа или поломки клапан плохо закрывается или не закрывается совсем. В результате антифриз циркулирует только по большому кругу и двигатель очень плохо прогревается.
  • Клин клапана. При такой неисправности заслонка постоянно находится в закрытом или полузакрытом состоянии и не приходит в движение под воздействием термочувствительного элемента. В результате мотор перегревается.
  • Поломка термочувствительного элемента. При этой неисправности термоэлемент перестает реагировать на изменения температуры или реагирует на них в недостаточной степени. Из-за этого заслонки клапанов открываются меньше, чем необходимо. Это приводит к перегреву. При поломке термоэлемента возможно и другое нехарактерное «поведение» термостата. Например, заслонки могут открыться раньше времени, что приведет к медленному прогреву мотора.

Еще одна распространенная неисправность – протечка термостата. Как правило, она возникает из-за разрушения прокладок между элементами корпуса прибора. А оно, в свою очередь, чаще всего происходит по причине попадания масла в охлаждающую жидкость (оно попросту растворяет прокладки).

Часто неисправности возникают из-за механических повреждений клапанов. Обычно они связаны с большой нагрузкой из-за высокого давления жидкости.

Какие бывают неисправности термостата, их признаки и причины

Неисправность одного из основных узлов системы чаще всего связана с износом или коррозией некоторых элементов. На начальном этапе подобных деформаций, изменения незаметны, а потом случается так, что клапан завис в открытом или закрытом положении. Иногда встречается неполное открытие клапана. При этом автовладелец может не сразу заметить неисправность, потому что симптомы открытого термостата возникают только при небольшом морозе, когда прогрев ДВС идёт долго.

Если клапан термостата заклинило полностью в закрытом положении, то движок может перегреться даже при отрицательной температуре окружающей среды. Требуется незамедлительно заменить термостат на новый.

Если открытие термостата происходит очень рано, то это может указывать на бракованное изделие или самодельное, или устройство просто не подходит для вашей модели автомобиля.

Если клапан термостата заклинило наполовину или в полностью открытом состоянии, то ДВС будет долго прогреваться до рабочей температуры. А в зимнее время двигатель вообще не прогреется, да и печка греть совсем не будет. Отмечу, что если детали исправны, то при нуле двигатель прогреется до рабочей температуры за 5-7 минут.

Автомобильный термостат может быть некачественным изначально. В этом случае открытие клапанов происходит несвоевременно. Такое нарушение не опасно, но может бить по бюджету из-за увеличения расхода топлива. Чтобы суметь вовремя диагностировать проблему надо знать, какие типы поломок существуют и как проводить тестирование самостоятельно.

Причины неисправностей термостата:

  1. Появление накипи на металлических деталях, штоке. Это происходит из-за плохого качества охлаждающей жидкости либо несвоевременной её замены. Накипь затормаживает работу клапанов и штока, что приведёт к некорректной работе термостата.
  2. Вибрационные разрушения. Как правило это появляется при использовании некачественных или бракованных термостатов. В таких устройствах плохо завальцованы соединения и стыки, а также плохая герметизация медного цилиндра.
  3. Деформация резинового уплотнителя. Чаще всего это происходит из-за высоких температур, которые вызывают в резине протечки или трещины. Также перегревается мембрана между штоком и наполнителем.

Перечислю признаки неисправностей термостата:

  1. ДВС постоянно перегревается – стрелка на приборной панели всё время находится в красной зоне. Это означает, что антифриз не проходит к радиатору.
  2. ДВС плохо прогревается, а при повышенных нагрузках он очень быстро перегревается. Это указывает на то, что клапаны заклинило в среднем положении, в результате чего только небольшое количество охлаждающей жидкости попадает в радиатор, чего, разумеется, недостаточно для охлаждения мотора при высоких нагрузках.
  3. Слишком долго прогревается движок. Это значит, что открыт патрубок к радиатору, из-за чего антифриз постоянно охлаждается и не даёт силовому агрегату прогреться до рабочей температуры.
  4. Стрелка температуры двигателя после остановки поднимается, а при движении – падает.
  5. Нижний патрубок становится тёплым после 3 минут работы движка. Это означается, что термостат открыт постоянно.
  6. Нижний патрубок холодный, но стрелка указывает на перегрев мотора (ДВС при этом работает долгое время). Это означает, что термостат заклинило в закрытом положении. Исключение – поломка датчика вентилятора радиатора.
  7. Дополнительные признаки: печка в салоне дует прохладным воздухом, снижается динамика авто, увеличивается расход бензина.

Самое опасное – это моментальный перегрев двигателя в жаркое время года, что приведёт к его поломке. А если двигатель не выходит на рабочую температуру, то повысится износ узлов и ухудшится эффективность моторного масла.

Возможные неисправности термостата

При своем большом значении этот элемент характеризуется относительно небольшим сроком службы – в среднем менять термостат приходится каждые 2-3 года. Поэтому следует заранее разобраться, какие неисправности могут возникнуть в нем. Как правило, автомобилисты сталкиваются с 3 основными проблемами в его работе:

  • Клапан термостата не закрывается. При этой поломке охлаждающая жидкость сразу после запуска двигателя будет поступать в большой круг циркуляции. В результате этого вам потребуется значительно больше времени, чтобы качественно прогреть двигатель и салон. Кроме того, возрастет и расход топлива. Если поломка случилась летом, то ее можно даже не заметить, зимой же, в особенности при сильных морозах, двигателю будет очень сложно, а иногда даже невозможно достичь рабочих температур.
  • Термостат не открывается. Поломка противоположного характера, при которой антифриз всегда будет циркулировать по малому кругу. Эффективность охлаждения при этом снижается в разы, в результате двигатель перегревается и может заклинить. При выявлении такой поломки крайне не рекомендуется ехать даже до автосервиса. Если же других вариантов нет, то включите салонный отопитель на максимальный режим – это хотя бы частично поможет отвести от двигателя избыточную теплоту. При движении постоянно контролируйте положение датчика температуры – не допускайте его перехода в красный сектор.
  • Клапан термостата открывается рано. В некоторых ситуациях основной клапан открывается, пока двигатель не разогрелся до рабочих температур. Это часто случается с не оригинальными термостатами. Также такая ситуация может возникнуть, если на автомобиль установлено оборудование с неподходящими рабочими параметрами. В результате двигатель прогревается дольше обычного, повышается расход топлива.

Таким образом, наиболее опасной поломкой термостата является постоянно закрытый клапан. Эксплуатация автомобиля в этом случае может обернуться серьезными поломками вплоть до полного выхода двигателя из строя. Однако и рано открывающийся либо постоянно открытый клапан не следует игнорировать. 

Сфера применения

Капиллярный термостат очень распространенный датчик температуры. Его часто используют в:

  1. Бытовом приборостроении. Элемент устанавливают в кондиционеры, печи, водонагревательные котлы, в стиральную, посудомоечную технику, систему вентиляции «Умных» домов.
  2. В промышленности данный механизм применяется для контроля температуры газов, жидкостей. Используется для вентиляции помещений. Есть устройства для контроля температуры электрических двигателей, которые эксплуатируются без надзора человека.
  3. До изобретения пожарных датчиков огня и задымления, терморегуляторы с капиллярной системой использовались в качестве контроллеров температуры на складских и неохраняемых помещениях.

Как уже упоминалось ранее, данный механизм можно включить в электрическую цепь практически любого устройства.

Виды терморегуляторов (термостатов) для масляного радиатора

Масляные радиаторы пользуются большим спросом, поэтому встретить их можно практически в каждом доме. И это неудивительно, ведь масляный обогреватель — компактный и очень удобный в использовании.

Узнать цену и купить отопительное оборудование и сопутствующие товары вы можете у нас. Пишите, звоните и приходите в один из магазинов в вашем городе. Доставка по всей территории РФ и стран СНГ.

Однако несмотря на все его преимущества, есть в функционировании масляного радиатора один явный недостаток: высокие энергозатраты. Для того, чтобы электрической энергии потреблялось меньше, предназначен терморегулятор. Он осуществляет контроль за работой обогревателя, выключая нагретый до нужной температуры и включая, когда он остыл.

Термостат масляного радиатора KST401 16А/250В/70°C

Терморегулятор предназначен для автоматической регулировки температуры. Обогреватель без термостата неудобен в использовании, т.к. включение и выключение устройства, в зависимости от температуры в помещении, придется осуществлять вручную. Если вы хотите, чтобы помещение прогрелось за время вашего отсутствия, то ручным способом этого сделать не удастся. Тем более, что обогреватели, не оборудованные терморегуляторами, пожароопасны, если не выключать их на протяжении длительного времени.

Масляный радиатор Timberk TOR 21.1005 lux с термостатом

Существует 3 вида терморегуляторов для масляных радиаторов:

  • механические;
  • электромеханические;
  • электронные.

Основное отличие заключается в устройстве термореле для масляного радиатора. Другими словами, способ, при помощи которого термодатчик фиксирует температуру и размыкает цепь, у каждого вида разный.

Рассмотрим характеристики каждого из видов.

Электронный терморегулятор базируется на трех основных составляющих:

  • температурный датчик;
  • микропроцессор, который обрабатывает и передает информацию;
  • термореле.

Электронные регуляторы отличаются высокой точностью определения температуры в помещении, а также они просты в управлении.

Электромеханические терморегуляторы подразделяются на несколько групп:

  1. В первую группу входят контакты и сдвоенная металлическая пластина. Когда устройство нагревается, пластина выгибается и размыкает группу контактов. Как итог — электричество прекращает подаваться к нагревательной пластине. Когда радиатор остывает, пластина возвращается в исходную точку и начинает функционировать в прежнем режиме.
  2. Вторая группа — это приборы, оборудованные реле. Реле представлено цилиндрической трубой, в которой находится отзывчивое к нагреву вещество. Труба помещена в емкость с водой. Когда температура масляного обогревателя поднимается, вещество расширяется. Когда температура доходит до нужного уровня, расширенное вещество оказывает воздействие на электрическую цепь посредством привода. В итоге происходит замыкание или размыкание контактов и исключается перегрев прибора.

Механические терморегуляторы выглядят как обычная запорная арматура. Устройство сконструировано из баллона со штоком, в котором находится чувствительное вещество. При нагреве вещество расширяется, шток перекрывает поток теплоносителя в системе.

Типы, конструкция и принцип работы термостата

В настоящее время в автотракторной технике используются твердотельные термостаты с чувствительным элементом на основе церезина — воскоподобного вещества, получаемого из нефтяного сырья, с дополнением медной крошки для повышения теплопроводности. Церезин обладает высоким коэффициентом теплового расширения — при изменении температуры его объем значительно изменяется, что и используется для управления клапанами термостата.

Все термостаты можно разделить на три группы:

  • Одноклапанные механические — имеют только один управляющий клапан (также бывают двухступенчатые устройства с клапаном, состоящим из двух тарелок разного диаметра);
  • Двухклапанные механические — имеют клапаны большого и малого круга, расположенные на одном штоке;
  • Одно- и двухклапанные с электронным управлением — термостаты со встроенным нагревательным элементом, который позволяет более точно регулировать моменты открытия и закрытия клапанов.

Конструктивно все термостаты одинаковы (за исключением некоторых деталей). Основу конструкции составляет термочувствительный элемент — металлический баллон, заполненный церезином, и с одной стороны закрытый резиновой мембраной или пробкой. Баллон изготовлен из металлов с высокой теплопроводностью — меди или латуни, такая конструкция обеспечивает быстрый прогрев церезина с целью снижения инерционности термочувствительного элемента и всего термостата в целом. С мембраной либо непосредственно с корпусом соединен шток, несущий на себе тарелку клапана, в случае двухклапанного устройства тарелки разного диаметра располагаются с обоих торцов баллона. Эта конструкция помещена в рамку из коррозионностойкого металла (меди, латуни), посредством которой устройство монтируется в металлический или пластиковый корпус с подводящими и отводящими патрубками, а также с седлами клапанов.

Автомобильный термостат с электронным управлением

В термостатах с электронным управлением внутри баллона располагается проволочный нагревательный элемент, соединенный с блоком управления двигателем (контроллером). Нагревательный элемент позволяет доводить церезин до необходимой температуры в зависимости от текущих условий и режима работы двигателя. Термостат помещен в корпус, на стенку которого выведен стандартный разъем для подключения нагревательного элемента к электросистеме автомобиля.

Работает термостат довольно просто. При малом нагреве церезин занимает минимальный объем, поэтому тарелки клапанов располагаются в корпусе (патрубке) таким образом, что охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу. При прогреве двигателя церезин также нагревается и начинает расширяться. При температуре 80-85°С расширение церезина достигает такой величины, что клапаны сдвигаются — так постепенно малый круг закрывается, а большой открывается. При достижении температуры 90°С и более термостат полностью открыт, обеспечивая циркуляцию жидкости по большому кругу. При снижении температуры все процессы повторяются в обратной последовательности.

Устройство и работа двухклапанного термостата

В двухступенчатых одноклапанных термостатах клапан включает в себя две тарелок разного диаметра, что обеспечивает более эффективную работу при высоком давлении охлаждающей жидкости. При повышении температуры сначала открывается малая тарелка, которая легко преодолевает давление жидкости. Затем открывается большая тарелка, обеспечивая полную циркуляцию жидкости по большому кругу.

Термостат монтируется в наиболее нагретой точке системы охлаждения двигателя — на выпуске ОЖ из блока цилиндров или из головки. Для интеграции в систему охлаждения на корпусе термостата выполнено несколько патрубков. В стандартном варианте патрубка только три:

  • Для подключения к двигателю — впускной патрубок;
  • Для подключения к основному радиатору — выпускной патрубок большого круга;
  • Для подключения к водяному насосу — выпускной патрубок малого круга (иногда его называют патрубком перепускного шланга).

Однако в ряде случаев на термостате предусмотрены дополнительные патрубки: для подключения радиатора отопителя (или сразу двух радиаторов) и для присоединения к расширительному бачку системы охлаждения. Все патрубки соединяются с соответствующими деталями системы охлаждения с помощью резиновых шлангов (в том числе и имеющих специальную форму), зафиксированных металлическими хомутами.

Также в корпусе термостата может монтироваться датчик температуры охлаждающей жидкости — такое расположение датчика позволяет наиболее точно измерять температуру силового агрегата.

Признаки неисправности термостата

Неполадки в работе системы охлаждения проявляются в отклонениях показателей температуры от нормальных на датчике, расположенном в приборной панели. При наружной температуре около 0оС, двигатель после запуска выходит на рабочую температуру при нагрузке за 5-10 мин. Если уровень жидкости в расширительном бачке в норме, герметичность и работоспособность других элементов системы охлаждения не нарушена, значит отклонения температуры обусловлены работой термостата, что выражается в следующих признаках:

  1. Длительный прогрев двигателя и его быстрый перегрев.
  2. Не удается выйти на рабочую температуру при нагрузке, но при остановке она быстро подымается.
  3. Не прогревается воздух в отопителе.
  4. Постоянный перегрев двигателя при любой наружной температуре, при этом нижний патрубок остается холодным.
  5. Периодическое проявление и исчезновение указанных признаков.

Все вышеназванные признаки свидетельствуют о заклинивании клапана термостата в верхнем или нижнем положении, а также его неполном закрытии или открытии. При подобных неисправностях производят замену вышедшей из строя запчасти. В некоторых случаях можно устранить неполадки в работе термостата без замены, удалив мешающий работе мусор или отложения с подвижных частей устройства. Описанные признаки позволяет диагностировать неисправность термостата всех моделей ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.

Как проверить термостат автомобиля

Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.

Проверка термостата не снимая с двигателя

Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.

Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.

Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:

  • Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
  • Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
  • Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.

Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей

Проверка термостата в кастрюле

Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:

  1. Возьмите кастрюли и наполните ее водой;
  2. Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться;

  1. Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой;
  2. Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости;
  3. Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.

Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.

Проверить его можно следующим образом. Включаем двигатель и сразу же щупаем верхний и нижний патрубок. Если они в течение минуты стали теплыми, это значит, что клапан закрыт не полностью. При этом двигатель будет долго прогреваться. Это очень вредит мотору – он не может выйти на свой температурный режим. Когда оба патрубка сразу после запуска стали теплыми, можно сделать вывод, что клапан заклинил наполовину. В таком случае требуется замена термостата.

Причины неисправности

Основным симптомом поломки прибора является утеря работоспособности клапанов. Потеря подвижности данных элементов обусловлена образованием накипи или коррозии на термостате кондиционера.

Также многие автолюбители недооценивают значимость регулярной замены ОЖ и зимой увеличивают срок службы залитой рабочей смеси. Использование непроверенных, дешевых товаров в этом плане также негативно сказывается на работе всей системы охлаждения в целом. Еще один вариант халатного отношения к автомобилю — когда происходит разбавление концентрата охлаждающей жидкостью не дистиллированной водой, а обычной, забывая почистить систему перед заправкой.

Из-за загрязнения устройства может произойти всем знакомый на слух «заклин». Клапаны теряют подвижность и остаются в одном положении, чаще всего, открытом. Но наполнитель также может стать причиной поломки: при потере его главных физических свойств последует уменьшение способности расширяться. А значит он будет не способен полностью выталкивать штык. Это грозит нарушением функционирования клапанов. При неработающем термостате охлаждающая жидкость потеряет возможность поддерживать нужную температуру и либо «закипит», либо останется холодной.

Разновидности термостатов

Простейшие приборы с одним клапаном уже нигде не применяются. Мощные современные двигатели выделяют много тепла, при этом требовательны к точности поддержания режима. Поэтому разрабатываются и внедряются даже более сложные конструкции, чем описанная двухклапанная.

Часто можно встретить упоминание об электронном термостате. Никакой особенной интеллектуальной начинки в нём нет, просто добавлена возможность электроподогрева рабочего элемента. Он как бы подвергается обману, реагируя не только на омывающий антифриз, но и на энергию, выделяемую токовой спиралью. В режиме частичных нагрузок будет выгоднее повысить температуру ОЖ до максимального значения порядка 110 градусов, а на максимальных наоборот, снизить примерно до 90. Это решение принимается программой блока управления двигателем, которая и подаёт в нагревательный элемент нужную электрическую мощность. Так можно и повысить экономичность автомобиля, и предотвратить быстрый переход температуры за опасный порог при пиковых нагрузках.

Существуют и двойные термостаты. Сделано это для раздельного регулирования температуры блока и головки цилиндров. Так обеспечивается улучшение наполнения, а значит и мощности, с одной стороны, и быстрый прогрев с минимизацией потерь на трение с другой. Температура блока оказывается на десяток градусов выше, чем у головки, а значит и у камер сгорания. Помимо прочего, это ещё и снижает склонность турбомоторов и атмосферников с высокой степенью сжатия к детонации.

Советы спецов по ремонту

Перед заменой реле (снятием панелей, кожуха и корпуса, отсоединением проводов и других операций) запоминайте, записывайте последовательность действий или фотографируйте каждый этап демонтажа – это пригодится при сборке бытового прибора.
Соблюдайте крайнюю осторожность и аккуратность в обращении с сильфонной трубкой: эту деталь легко повредить, а неправильное положение элемента, допущение перегибов приводит к некорректной работе холодильника.
Недопустимо выполнять пайку проводов реле к клеммам – это может привести к выходу из строя элемента, пробою изоляции, замыканию на металлический корпус бытового прибора. От корректности работы термостата зависит режим работы компрессора холодильника

Неисправность температурного реле приводит к скорому выходу из строя техники, поэтому при первых признаках поломки функционального узла его нужно отремонтировать или заменить

От корректности работы термостата зависит режим работы компрессора холодильника. Неисправность температурного реле приводит к скорому выходу из строя техники, поэтому при первых признаках поломки функционального узла его нужно отремонтировать или заменить.

  • https://araratpark-hyatt.ru/chto-takoe-termostat-v-obogrevatele-termoregulyator-v-rozetku-dlya-bytovyh.html
  • https://tksilver.ru/kak-polzovatsya/kak-polzovatsya-termostatom-na-obogrevatele.html
  • http://www.stolyarka-mos.ru/stati/chto-takoe-termostat-v-obogrevatele.html
  • https://fastmb.ru/autoremont/4904-kak-proverit-termostat-avtomobilnyy-samostoyatelno.html
  • https://AutoTopik.ru/obuchenie/944-princip-raboty-termostata.html
  • https://AvtoNov.com/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82-%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5/
  • https://stroy-podskazka.ru/obogrevateli/termoregulyatory/
  • https://cartechnic.ru/articles/dlja_chego_nuzhen_i_kak_rabotaet_avtomobilnyj_termostat
  • https://carlasart.ru/ustrojstvo/gde-nahoditsya-termostat-v-avtomobile.html
  • https://autofakty.com/proverka-termostata-svoimi-silami-poshagovaya-instrukciya/
  • https://MoyLacetti.ru/proverka-i-zamena-termostata/
  • https://sdelai-lestnicu.ru/remont/zamena-termoregulatora-v-holodilnike-svoimi-rukami-instrukcia-proverka-neispravnosti
  • https://toyota-chr2.ru/proizvoditeli-i-marki/zamena-termostata.html
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий