Влажность воздуха в учреждениях образования: законодательные требования и нормы

6 Методы контроля

6.1 В холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше минус 5°С. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.

6.2 В теплый период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не ниже 15°С. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.

6.3 Измерение температуры, влажности и скорости движения воздуха следует проводить в обслуживаемой зоне на высоте:

0,1; 0,4 и 1,7 м от поверхности пола – для детских дошкольных учреждений;

0,1; 0,6 и 1,7 м от поверхности пола – при пребывании людей в помещении преимущественно в сидячем положении;

0,1; 1,1 и 1,7 м от поверхности пола – в помещениях, где люди преимущественно стоят или ходят;

в центре обслуживаемой зоны и на расстоянии 0,5 м от внутренней поверхности наружных стен и стационарных отопительных приборов – в помещениях, указанных в таблице 7.

В помещениях площадью более 100 м измерение температуры, влажности и скорости движения воздуха следует проводить на равновеликих участках, площадь которых должна быть не более 100 м.

6.4 Температуру внутренней поверхности стен, перегородок, пола, потолка следует измерять в центре соответствующей поверхности.

Таблица 7 – Места проведения измерений

Здания

Выбор помещения

Место измерения

Одноквартирные

Не менее чем в двух комнатах площадью более 5 м каждая, имеющая две наружные стены или комнаты с большими окнами, площадь которых составляет 30% и более площади наружных стен

В центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и отопительного прибора на 0,5 м, и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте, указанной в 5.3

Многоквартирные

Не менее чем в двух комнатах площадью более 5 м каждая в квартирах на первом и последнем этажах

Гостиницы, мотели, больницы, детские учреждения, школы

В одной угловой комнате первого или последнего этажа

Другие общественные и административно-бытовые

В каждом представительском помещении

В центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и отопительного прибора на 0,5 м в помещениях площадью 100 м и более, измерения осуществляются на участках, размеры которых регламентированы в 5.3

Для наружных стен со световыми проемами и отопительными приборами температуру на внутренней поверхности следует измерять в центрах участков, образованных линиями, продолжающими грани откосов светового проема, а также в центре остекления и отопительного прибора.

6.5 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в приложении А. Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. приложение Б).

6.6 Локальную асимметрию результирующей температуры , °C следует вычислять для точек, указанных в 5.5*, по формуле

, (2)

где и – температуры, °С, измеренные в двух противоположных направлениях шаровым термометром по приложению Б.

________________

* Письмом Росстандарта от 23.08.2018 г. N 1471-ОГ/03 разъясняется, что “В пункте 6.6 ГОСТ 30494-2011 допущена опечатка”. Следует читать: 6.4. – .

6.7 Относительную влажность в помещении следует измерять в центре помещения на высоте 1,1 м от пола.

6.8 При ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч. При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин.

Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения.

6.9 Показатели микроклимата в помещениях следует измерять приборами, прошедшими регистрацию и имеющими соответствующий сертификат.

Диапазон измерения и допустимая погрешность измерительных приборов должны соответствовать требованиям таблицы 8.

Таблица 8 – Требования к измерительным приборам

Наименование показателя

Диапазон измерений

Предельное отклонение

Температура внутреннего воздуха, °С

От 5 до 40

0,1

Температура внутренней поверхности ограждений, °С

От 0 до 50

0,1

Температура поверхности отопительного прибора, °С

От 5 до 90

0,1

Результирующая температура помещения, °С

От 5 до 40

0,1

Относительная влажность воздуха, %

От 10 до 90

5,0

Скорость движения воздуха, м/с

От 0,05 до 0,6

0,05

Термины и пояснения к статье:

Пояснения

Температуру наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 можно узнать в столбце 5 таблицы 3.1 действующего СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология».

Например, температура наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 составляет:

  • Москва — минус 25°С
  • Санкт-Петербург — минус 24°С
  • Екатеринбург — минус 32°С
  • Краснодар — минус 14°С
  • Уфа — минус 33°С
  • Новосибирск — минус 37°С
  • Нижний Новгород — минус 30°С
  • Казань — минус 31°С
  • Челябинск минус 32°С
  • Ростов-на-Дону — минус 19°С
  • Пермь — минус 35°С

Термины

Температура воздуха — это характеристика теплового состояния воздуха, то есть кинетической энергии его молекулярных движений, измеряемая с мощью физических эффектов, связанных с изменениями разностей этой энергии (п.3.6 ГОСТ Р 55912-2013).

Теплый период года — это период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8°С (п.2.12 ГОСТ 30494-2011).

Холодный период года — это период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже  (2.13 ГОСТ 30494-2011).

Допустимые параметры микроклимата — это сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья (2.1 ГОСТ 30494-2011).

Оптимальные параметры микроклимата — это сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении (2.6 ГОСТ 30494-2011).

К параметрам микроклимата, согласно п.4.2 ГОСТ 30494-2011, относятся:

  • температура воздуха;
  • скорость движения воздуха;
  • относительная влажность воздуха;
  • результирующая температура помещения;
  • локальная асимметрия результирующей температуры.

Влажность в помещении по СниП

Система нормативных документов в России регулирует параметры влажности в помещениях и устанавливает требования к их соблюдению. Одним из основных нормативных документов является СниП (Строительные нормы и правила), который определяет параметры микроклимата в зданиях и сооружениях.

В СниП имеются ссылки на другие нормативные документы, которые также регулируют влажность в помещениях. Это, например, Госты (Государственные стандарты) и СанПиНы (Санитарные правила и нормы). В этих документах указаны оптимальные значения влажности для различных видов помещений, таких как жилые, общественные и производственные.

В СниП указаны требования к параметрам влажности в зависимости от функционального назначения помещения. Например, в жилых помещениях оптимальная влажность считается в диапазоне 40-60%, в офисах и учебных аудиториях – 40-50%, в производственных помещениях – 50-60%. При превышении или недостатке влажности указанных значений могут возникать проблемы со здоровьем людей, такие как сухость и раздражение слизистых оболочек, возможное появление аллергических реакций и проблемы с дыхательной системой.

Чтобы обеспечить комфортные условия пребывания в помещении и сохранить здоровье людей, необходимо соблюдать указанные в Гостах, СниП и СанПиНах нормативные значения влажности в помещениях. При возникновении проблем с влажностью необходимо принимать меры, такие как использование увлажнителей или осушителей воздуха, проветривание помещений и т.д.

Уровень влажности в квартире

Воздух, которым дышит гражданин на определенную часть состоит из водяного пара, уровень влажности отражает содержание данного элемента. Он бывает абсолютным и относительным.

Для уточнения первой разновидности нужно взять кубометр воздуха. Если в нем, к примеру, обнаружено 13 грамм воды, абсолютный показатель будет равняться 13 г/м3. Для поиска относительной величины нужно учитывать несколько аспектов.

Они заключаются в:

  • максимальном объеме воды в одном кубометре воздуха. На данном показателе сказывается температурный режим в помещении;
  • реальном количестве воды в кубометре.

Относительной влажностью выступает соотношение реального объема к предельному. К примеру, когда в помещении температура 24С, в 1 кубометр включается максимум 21,8 грамм воды. Если найти в нем 13 грамм жидкости, уровень равняется 60%.

Какая должна быть норма зависит от вида помещения, для которого устанавливаются данные значения. Усредненные показатели приведены в таблице:

Помещение

Влажность (в %)

Столовая

40-60

Ванна, кухня

40-60

Зона для работы

30-40

Спальня

40-50

Детская

45-60

Усредненный показатель влажности в квартире составляет 45%. Норма в данном случае подразумевает относительный показатель, то есть указывается степень насыщенности воздуха влагой.

Обратите внимание: для измерения рассматриваемого показателя в помещении может быть использован домашний прибор для микроклимата, к примеру, станция базового значения MagicAir или бытовой гигрометр

Норма влажности по временам года

Нормативы рассматриваемого показателя в доме установлены ГОСТом 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении».

Предельные показатели составляют:

  • в холодное время 60%;
  • в теплое – 65%.

Нормативы в жилом помещении устанавливаются в первую очередь для лиц, которые занимаются строительными работами. Во время возведения здания должны быть учтены указанные моменты.

Данное значение зимой ниже по сравнению с летним периодом, потому как в холода аналогичный показатель уличного воздуха сокращается при нагреве до комнатной температуры. Физиологами определен оптимальный уровень для человека, он составляет 40-60%, вне зависимости от времени года.

Норматив влажности для детской

Какая влажность необходима детям, на законодательном уровне не установлено. Однако для ребенка свойственно то, что организм плохо справляется с факторами вредного значения. Малыш способен быстро мерзнуть и перегреваться, простывать.

По указанным причинам в комнате нужно создавать такой микроклимат, который учитывает особенности организма. Нельзя, чтобы воздух в помещении был сухим, иначе пересыхают слизистые оболочки носоглотки, и ребенок теряет возможность противостоять инфекциям.

В этом случае нужно сделать акцент на температурный режим в помещении, он не должен превышать 24С, вне зависимости от времени года. В противном случае соблюдение нормы по влажности и повышенная температура приведут к тому, что организм малыша перегреется.

Требования к организациям воспитания и обучения

Все требования направлены на контроль процесса обучения и предоставления качественных услуг во время него.

Размещение образовательных учреждений должно быть строго соблюдено:

  • Через них не должны проходить магистральные нефте- и газопроводы
  • Расстояние от жилых зданий и труднодоступной местности не должно превышать 500 и 800 метров. В сельской местности — 1 км.
  • Образовательное учреждение должно иметь собственное освещение (как наружное, так и внутреннее), ограждено забором по всему периметру.
  • Спортивные площадки должны иметь либо натуральное покрытие, либо полимерное. На сырых или мокрых площадках занятия не проводятся.
  • Территория учреждения должна обрабатываться от грызунов и насекомых.

В самом помещении есть свои правила, но уже и для самих работников:

  • Мебель в учебных заведениях маркируется в соответствии с ростом учащихся. Низкие парты ставятся первым рядом, высокие — последним.
  • Оборудование для классов должно соответствовать правилам, например, интерактивная доска должна быть не менее 165 см. Располагать ее нужно в центральной части фронтальной зоны.

Также правила касаются и организации питания:

  • Помещения должны иметь оборудование и мебель для хранения замороженной еды или полуфабрикатов, для приготовления пищи и зоны раздачи.
  • Посуда изготовлена из нержавеющей стали или стекла, и не должна иметь дефектов (сколов, вмятин или трещин).
  • Хозяйственное помещение должно регулярно обеззараживаться и обрабатываться.

В образовательных учреждениях туалеты должны быть на каждом этаже и с разделением для девочек и мальчиков. Такие помещения оборудованы несколькими кабинками с дверью и умывальниками. Также контролируется обеспечение мылом, бумажными полотенцами и туалетной бумагой.

Образовательное учреждение обязано обеспечить учащихся питьевой водой — фонтанчики или кулеры.

В первую очередь, в образовательных учреждениях, будь то школа или детский сад, должно быть обязательно тепло зимой, и не жарко летом. То есть имеется отопление и хорошая вентиляция, особенно в классах, где проводятся лабораторные работы с применением физических и химических материалов.

Мебель регулярно моется и обрабатывается теплой водой с моющим средством.

В классах окна должны быть с функцией проветривания, которое производится между занятиями. Также учебные помещения имеют хорошее освещение в течение всего дня.

Обязательным условием также является наличие холодной и горячей воды. Если по каким-то причинам отсутствует горячее водоснабжение, то должен быть водонагреватель.

Требования СП 2.4.3648-20 (действует с 01.01.2021):

п.2.7. Микроклимат, отопление и вентиляция в объектах должны
соответствовать следующим требованиям:

п.2.7.1. Здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.

В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.

В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.

Не допускается использование переносных отопительных приборов с
инфракрасным излучением.

п.2.7.2. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно­ досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).

Проветривание в присутствии детей не проводится.

п.2.7.3. Контроль температуры воздуха во всех помещениях,  предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется Организацией с помощью термометров.

п.2.7.4. Помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции.

Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно­ бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.

Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в  эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

п.2.7.5. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не
допускаются.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.

Как грамотно составить договор об отоплении детского сада и как действовать руководству при возникновении перебоев с теплоснабжением, — рассказываем в статье. Дадим ответ, какие системы отопления выбрать для детских садов.

По вопросам обеспечения отопления в детском саду заведующий взаимодействует, в первую очередь, с органами местного самоуправления либо с теплоснабжающими организациями, которые по поручению данных органов оказывают услуги теплоснабжения на территории муниципального образовательного учреждения.

Требования к кабинетам

В кабинетах небольшой площади, где проводят индивидуальную работу психолог или логопед, оптимальной считается температура воздуха от 18 до 24 градусов. Такая же приемлема для актового зала, фойе, библиотеки и столовой, где большое количество детей и преподавателей бывает, но не на протяжении всего дня.

В мастерских, где дети заняты зачастую физическим трудом, температура немного ниже (17-20). Эта же норма относится к спортивному залу, где даже рекомендуется держать открытыми фрамуги во время занятий, не допуская сквозняка. Это правило действует, если температура воздуха на улице выше + 5. При низких температурах сквозное проветривание необходимо проводить между уроками.Если в школе оборудованы при спортивном зале душевые, то там температура должна достигать 22-25 градусов. В спортивных раздевалках и медицинском кабинете 20-22.Во время каникул допустимо снизить температуру воздуха в школе до 15 градусов. Чтобы осуществлять постоянный контроль соблюдения температурного режима, необходимо все помещения школы снабдить термометрами.Влажность воздуха не должна выходить за допустимые пределы 40-60 %. Соблюсти эти нормы поможет регулярное проветривание, которое следует проводить в любое время года. Если температура окружающего воздуха ниже –10, то достаточно сквозного 5-минутного проветривания на большой перемене и минутного на маленькой. По мере повышения температуры на улице увеличивается и время проветривания.Соблюдение этих правил требует регулярного выполнения со стороны учителя, которому, возможно, не всегда хочется выводить весь класс на маленькой перемене из кабинета. А администрации школы следует во время летнего ремонта позаботиться о том, чтобы окна или фрамуги были в рабочем состоянии.

Как регулировать микроклимат

Для слизистых оболочек критическим показателем влажности служит 35 %. Если значения ниже этой величины, то страдают самочувствие и здоровье человека.

При влажности воздуха ниже 30% человек чувствует сухость в носу, чаще болеет. Дети быстрее подхватывают инфекцию и тяжелее переносят ОРВИ, если в доме сухо.

Какая же должна быть оптимальная, обеспечивающая хорошее самочувствие, влажность воздуха в квартирах?

Нормальная влажность воздуха для детей в помещении детского сада и в квартире составляет 50%. А, по мнению доктора Комаровского – известного педиатра, для детей с ОРЗ нормальной считается влажность в 60%.

Рекомендации известного детского доктора о том, какой должен быть процент влажности в квартире, чтобы воздух был оптимальным для ребенка, не всегда совпадают с мнением ГОСТа по этому поводу.

Так, доктор Комаровский считает, что влажность воздуха в квартире понижается и отличается от нормальной, какой она должна быть, даже не столько от отсутствия вентиляции, сколько из-за высокой температуры воздуха. Стремление родителей уберечь ребенка от простуды приводит к тому, что детскую перегревают, а чем выше температура, тем суше воздух.

Рекомендуемая для детей влажность воздуха в жилых помещениях, согласно Комаровскому, должна быть в диапазоне 50 – 70%, и даже выше – до 75%. Крайней точкой этого параметра для детей доктор считает значение в 80%. Температура же в детской должна составлять 18-19 С.

Какая же норма влажности в квартире является комфортной, сколько процентов должно быть на гигрометре, чтобы создать в помещении для взрослого человека и ребенка лучшие условия?

Согласно санитарным нормам, придерживаться следует диапазона значений 40 – 60% для влажности, 22 С для комнатной температуры.

  • В регионах, расположенных вблизи морских побережий, крупных водохранилищ чаще приходится сталкиваться с необходимостью осушать воздух в помещении.
  • Для регионов, расположенных в условии континентального и резко-континентального климата более актуальна проблема сильной сухости в помещении.

Как бороться с сыростью

Сырость в жилище появляется при плохой вентиляции, и лучшим решением для создания благоприятного микроклимата было бы изменить вентиляционную систему в здании. Если это невозможно сделать, используют для улучшения циркуляции воздушных потоков приборы, такие как вытяжка, кондиционер, сплит-система.

Если нет возможности установить систему с климат-контролем, и в доме в дождливую погоду становится зябко и сыро, можно воспользоваться поглотителем влаги – устройством, связывающим водяные пары.

Чтобы в доме не поселилась плесень, можно воспользоваться и домашними способами борьбы с сыростью:

  1. Не использовать плотных портьер, нарушающих циркуляцию воздуха
  2. Вытирать сухой тряпкой стекла при появлении на нем конденсата
  3. При ремонте квартиры применять, по возможности, натуральные строительные материалы
  4. Отказаться от комнатных цветов, особенно видов, требующих опрыскивания

Как повысить влажность

Зимой из-за работающей системы отопления концентрация водяных паров в помещении может снизиться до значений 20-25%, что соответствует показателям воздуха пустыни Сахара.

Сильно осушают помещение работающие электроприборы. Телевизор, холодильник, компьютер повышают температуру в квартире, вызывают накопление статического электричества, что неблагоприятно сказывается на самочувствии обитателей.

Лучше всего для создания благоприятного микроклимата в доме воспользоваться специальными приборами, повышающими концентрацию влаги в воздухе. С их помощью можно добиться идеальной влажности в квартире.

При выборе увлажнителя нужно учитывать площадь помещения, а также высоту потолков. Если одного устройства недостаточно, чтобы добиться нормальной влажности, нужно приобрести несколько приборов, а установить их в разных комнатах.

Надежнее установить гигрорегулируемый приточный клапан, который позволяет нормализовать уровень влажности автоматически. А чтобы удерживать оптимальные параметры, желательно приобрести гигрометр, особенно, если в доме проживают дети.

С помощью современных устройств можно регулировать влажность автоматически, в отличие от народных методов. Развешивание мокрого белья, покупка аквариума, тазики с водой в укромных углах квартиры, живые цветы могут настолько повысить влажность, что возникнут условия, больше подходящие для жизни грибов, а не людей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий