6 Методы контроля
6.1 В холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше минус 5°С. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.
6.2 В теплый период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не ниже 15°С. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.
6.3 Измерение температуры, влажности и скорости движения воздуха следует проводить в обслуживаемой зоне на высоте:
0,1; 0,4 и 1,7 м от поверхности пола – для детских дошкольных учреждений;
0,1; 0,6 и 1,7 м от поверхности пола – при пребывании людей в помещении преимущественно в сидячем положении;
0,1; 1,1 и 1,7 м от поверхности пола – в помещениях, где люди преимущественно стоят или ходят;
в центре обслуживаемой зоны и на расстоянии 0,5 м от внутренней поверхности наружных стен и стационарных отопительных приборов – в помещениях, указанных в таблице 7.
В помещениях площадью более 100 м измерение температуры, влажности и скорости движения воздуха следует проводить на равновеликих участках, площадь которых должна быть не более 100 м.
6.4 Температуру внутренней поверхности стен, перегородок, пола, потолка следует измерять в центре соответствующей поверхности.
Таблица 7 – Места проведения измерений
Здания | Выбор помещения | Место измерения |
Одноквартирные | Не менее чем в двух комнатах площадью более 5 м каждая, имеющая две наружные стены или комнаты с большими окнами, площадь которых составляет 30% и более площади наружных стен | В центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и отопительного прибора на 0,5 м, и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте, указанной в 5.3 |
Многоквартирные | Не менее чем в двух комнатах площадью более 5 м каждая в квартирах на первом и последнем этажах | |
Гостиницы, мотели, больницы, детские учреждения, школы | В одной угловой комнате первого или последнего этажа | |
Другие общественные и административно-бытовые | В каждом представительском помещении | В центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и отопительного прибора на 0,5 м в помещениях площадью 100 м и более, измерения осуществляются на участках, размеры которых регламентированы в 5.3 |
Для наружных стен со световыми проемами и отопительными приборами температуру на внутренней поверхности следует измерять в центрах участков, образованных линиями, продолжающими грани откосов светового проема, а также в центре остекления и отопительного прибора.
6.5 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в приложении А. Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. приложение Б).
6.6 Локальную асимметрию результирующей температуры , °C следует вычислять для точек, указанных в 5.5*, по формуле
, (2)
где и – температуры, °С, измеренные в двух противоположных направлениях шаровым термометром по приложению Б.
________________
* Письмом Росстандарта от 23.08.2018 г. N 1471-ОГ/03 разъясняется, что “В пункте 6.6 ГОСТ 30494-2011 допущена опечатка”. Следует читать: 6.4. – .
6.7 Относительную влажность в помещении следует измерять в центре помещения на высоте 1,1 м от пола.
6.8 При ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч. При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин.
Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения.
6.9 Показатели микроклимата в помещениях следует измерять приборами, прошедшими регистрацию и имеющими соответствующий сертификат.
Диапазон измерения и допустимая погрешность измерительных приборов должны соответствовать требованиям таблицы 8.
Таблица 8 – Требования к измерительным приборам
Наименование показателя | Диапазон измерений | Предельное отклонение |
Температура внутреннего воздуха, °С | От 5 до 40 | 0,1 |
Температура внутренней поверхности ограждений, °С | От 0 до 50 | 0,1 |
Температура поверхности отопительного прибора, °С | От 5 до 90 | 0,1 |
Результирующая температура помещения, °С | От 5 до 40 | 0,1 |
Относительная влажность воздуха, % | От 10 до 90 | 5,0 |
Скорость движения воздуха, м/с | От 0,05 до 0,6 | 0,05 |
Термины и пояснения к статье:
Пояснения
Температуру наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 можно узнать в столбце 5 таблицы 3.1 действующего СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология».
Например, температура наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 составляет:
- Москва — минус 25°С
- Санкт-Петербург — минус 24°С
- Екатеринбург — минус 32°С
- Краснодар — минус 14°С
- Уфа — минус 33°С
- Новосибирск — минус 37°С
- Нижний Новгород — минус 30°С
- Казань — минус 31°С
- Челябинск минус 32°С
- Ростов-на-Дону — минус 19°С
- Пермь — минус 35°С
Термины
Температура воздуха — это характеристика теплового состояния воздуха, то есть кинетической энергии его молекулярных движений, измеряемая с мощью физических эффектов, связанных с изменениями разностей этой энергии (п.3.6 ГОСТ Р 55912-2013).
Теплый период года — это период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8°С (п.2.12 ГОСТ 30494-2011).
Холодный период года — это период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже (2.13 ГОСТ 30494-2011).
Допустимые параметры микроклимата — это сочетания значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья (2.1 ГОСТ 30494-2011).
Оптимальные параметры микроклимата — это сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении (2.6 ГОСТ 30494-2011).
К параметрам микроклимата, согласно п.4.2 ГОСТ 30494-2011, относятся:
- температура воздуха;
- скорость движения воздуха;
- относительная влажность воздуха;
- результирующая температура помещения;
- локальная асимметрия результирующей температуры.
Влажность в помещении по СниП
Система нормативных документов в России регулирует параметры влажности в помещениях и устанавливает требования к их соблюдению. Одним из основных нормативных документов является СниП (Строительные нормы и правила), который определяет параметры микроклимата в зданиях и сооружениях.
В СниП имеются ссылки на другие нормативные документы, которые также регулируют влажность в помещениях. Это, например, Госты (Государственные стандарты) и СанПиНы (Санитарные правила и нормы). В этих документах указаны оптимальные значения влажности для различных видов помещений, таких как жилые, общественные и производственные.
В СниП указаны требования к параметрам влажности в зависимости от функционального назначения помещения. Например, в жилых помещениях оптимальная влажность считается в диапазоне 40-60%, в офисах и учебных аудиториях – 40-50%, в производственных помещениях – 50-60%. При превышении или недостатке влажности указанных значений могут возникать проблемы со здоровьем людей, такие как сухость и раздражение слизистых оболочек, возможное появление аллергических реакций и проблемы с дыхательной системой.
Чтобы обеспечить комфортные условия пребывания в помещении и сохранить здоровье людей, необходимо соблюдать указанные в Гостах, СниП и СанПиНах нормативные значения влажности в помещениях. При возникновении проблем с влажностью необходимо принимать меры, такие как использование увлажнителей или осушителей воздуха, проветривание помещений и т.д.
Уровень влажности в квартире
Воздух, которым дышит гражданин на определенную часть состоит из водяного пара, уровень влажности отражает содержание данного элемента. Он бывает абсолютным и относительным.
Для уточнения первой разновидности нужно взять кубометр воздуха. Если в нем, к примеру, обнаружено 13 грамм воды, абсолютный показатель будет равняться 13 г/м3. Для поиска относительной величины нужно учитывать несколько аспектов.
Они заключаются в:
- максимальном объеме воды в одном кубометре воздуха. На данном показателе сказывается температурный режим в помещении;
- реальном количестве воды в кубометре.
Относительной влажностью выступает соотношение реального объема к предельному. К примеру, когда в помещении температура 24С, в 1 кубометр включается максимум 21,8 грамм воды. Если найти в нем 13 грамм жидкости, уровень равняется 60%.
Какая должна быть норма зависит от вида помещения, для которого устанавливаются данные значения. Усредненные показатели приведены в таблице:
Помещение | Влажность (в %) |
Столовая | 40-60 |
Ванна, кухня | 40-60 |
Зона для работы | 30-40 |
Спальня | 40-50 |
Детская | 45-60 |
Усредненный показатель влажности в квартире составляет 45%. Норма в данном случае подразумевает относительный показатель, то есть указывается степень насыщенности воздуха влагой.
Обратите внимание: для измерения рассматриваемого показателя в помещении может быть использован домашний прибор для микроклимата, к примеру, станция базового значения MagicAir или бытовой гигрометр
Норма влажности по временам года
Нормативы рассматриваемого показателя в доме установлены ГОСТом 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении».
Предельные показатели составляют:
- в холодное время 60%;
- в теплое – 65%.
Нормативы в жилом помещении устанавливаются в первую очередь для лиц, которые занимаются строительными работами. Во время возведения здания должны быть учтены указанные моменты.
Данное значение зимой ниже по сравнению с летним периодом, потому как в холода аналогичный показатель уличного воздуха сокращается при нагреве до комнатной температуры. Физиологами определен оптимальный уровень для человека, он составляет 40-60%, вне зависимости от времени года.
Норматив влажности для детской
Какая влажность необходима детям, на законодательном уровне не установлено. Однако для ребенка свойственно то, что организм плохо справляется с факторами вредного значения. Малыш способен быстро мерзнуть и перегреваться, простывать.
По указанным причинам в комнате нужно создавать такой микроклимат, который учитывает особенности организма. Нельзя, чтобы воздух в помещении был сухим, иначе пересыхают слизистые оболочки носоглотки, и ребенок теряет возможность противостоять инфекциям.
В этом случае нужно сделать акцент на температурный режим в помещении, он не должен превышать 24С, вне зависимости от времени года. В противном случае соблюдение нормы по влажности и повышенная температура приведут к тому, что организм малыша перегреется.
Требования к организациям воспитания и обучения
Все требования направлены на контроль процесса обучения и предоставления качественных услуг во время него.
Размещение образовательных учреждений должно быть строго соблюдено:
- Через них не должны проходить магистральные нефте- и газопроводы
- Расстояние от жилых зданий и труднодоступной местности не должно превышать 500 и 800 метров. В сельской местности — 1 км.
- Образовательное учреждение должно иметь собственное освещение (как наружное, так и внутреннее), ограждено забором по всему периметру.
- Спортивные площадки должны иметь либо натуральное покрытие, либо полимерное. На сырых или мокрых площадках занятия не проводятся.
- Территория учреждения должна обрабатываться от грызунов и насекомых.
В самом помещении есть свои правила, но уже и для самих работников:
- Мебель в учебных заведениях маркируется в соответствии с ростом учащихся. Низкие парты ставятся первым рядом, высокие — последним.
- Оборудование для классов должно соответствовать правилам, например, интерактивная доска должна быть не менее 165 см. Располагать ее нужно в центральной части фронтальной зоны.
Также правила касаются и организации питания:
- Помещения должны иметь оборудование и мебель для хранения замороженной еды или полуфабрикатов, для приготовления пищи и зоны раздачи.
- Посуда изготовлена из нержавеющей стали или стекла, и не должна иметь дефектов (сколов, вмятин или трещин).
- Хозяйственное помещение должно регулярно обеззараживаться и обрабатываться.
В образовательных учреждениях туалеты должны быть на каждом этаже и с разделением для девочек и мальчиков. Такие помещения оборудованы несколькими кабинками с дверью и умывальниками. Также контролируется обеспечение мылом, бумажными полотенцами и туалетной бумагой.
Образовательное учреждение обязано обеспечить учащихся питьевой водой — фонтанчики или кулеры.
В первую очередь, в образовательных учреждениях, будь то школа или детский сад, должно быть обязательно тепло зимой, и не жарко летом. То есть имеется отопление и хорошая вентиляция, особенно в классах, где проводятся лабораторные работы с применением физических и химических материалов.
Мебель регулярно моется и обрабатывается теплой водой с моющим средством.
В классах окна должны быть с функцией проветривания, которое производится между занятиями. Также учебные помещения имеют хорошее освещение в течение всего дня.
Обязательным условием также является наличие холодной и горячей воды. Если по каким-то причинам отсутствует горячее водоснабжение, то должен быть водонагреватель.
Требования СП 2.4.3648-20 (действует с 01.01.2021):
п.2.7. Микроклимат, отопление и вентиляция в объектах должны
соответствовать следующим требованиям:
п.2.7.1. Здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.
В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.
Не допускается использование переносных отопительных приборов с
инфракрасным излучением.
п.2.7.2. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).
Проветривание в присутствии детей не проводится.
п.2.7.3. Контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется Организацией с помощью термометров.
п.2.7.4. Помещения, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги дополнительно обеспечиваются местной системой вытяжной вентиляции.
Каждая группа помещений (производственные, складские, санитарно бытовые) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
п.2.7.5. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не
допускаются.
Способы достижения идеальных параметров
Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.
Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.
Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.
Как грамотно составить договор об отоплении детского сада и как действовать руководству при возникновении перебоев с теплоснабжением, — рассказываем в статье. Дадим ответ, какие системы отопления выбрать для детских садов.
По вопросам обеспечения отопления в детском саду заведующий взаимодействует, в первую очередь, с органами местного самоуправления либо с теплоснабжающими организациями, которые по поручению данных органов оказывают услуги теплоснабжения на территории муниципального образовательного учреждения.
Требования к кабинетам
В кабинетах небольшой площади, где проводят индивидуальную работу психолог или логопед, оптимальной считается температура воздуха от 18 до 24 градусов. Такая же приемлема для актового зала, фойе, библиотеки и столовой, где большое количество детей и преподавателей бывает, но не на протяжении всего дня.
В мастерских, где дети заняты зачастую физическим трудом, температура немного ниже (17-20). Эта же норма относится к спортивному залу, где даже рекомендуется держать открытыми фрамуги во время занятий, не допуская сквозняка. Это правило действует, если температура воздуха на улице выше + 5. При низких температурах сквозное проветривание необходимо проводить между уроками.Если в школе оборудованы при спортивном зале душевые, то там температура должна достигать 22-25 градусов. В спортивных раздевалках и медицинском кабинете 20-22.Во время каникул допустимо снизить температуру воздуха в школе до 15 градусов. Чтобы осуществлять постоянный контроль соблюдения температурного режима, необходимо все помещения школы снабдить термометрами.Влажность воздуха не должна выходить за допустимые пределы 40-60 %. Соблюсти эти нормы поможет регулярное проветривание, которое следует проводить в любое время года. Если температура окружающего воздуха ниже –10, то достаточно сквозного 5-минутного проветривания на большой перемене и минутного на маленькой. По мере повышения температуры на улице увеличивается и время проветривания.Соблюдение этих правил требует регулярного выполнения со стороны учителя, которому, возможно, не всегда хочется выводить весь класс на маленькой перемене из кабинета. А администрации школы следует во время летнего ремонта позаботиться о том, чтобы окна или фрамуги были в рабочем состоянии.
Как регулировать микроклимат
Для слизистых оболочек критическим показателем влажности служит 35 %. Если значения ниже этой величины, то страдают самочувствие и здоровье человека.
При влажности воздуха ниже 30% человек чувствует сухость в носу, чаще болеет. Дети быстрее подхватывают инфекцию и тяжелее переносят ОРВИ, если в доме сухо.
Какая же должна быть оптимальная, обеспечивающая хорошее самочувствие, влажность воздуха в квартирах?
Нормальная влажность воздуха для детей в помещении детского сада и в квартире составляет 50%. А, по мнению доктора Комаровского – известного педиатра, для детей с ОРЗ нормальной считается влажность в 60%.
Рекомендации известного детского доктора о том, какой должен быть процент влажности в квартире, чтобы воздух был оптимальным для ребенка, не всегда совпадают с мнением ГОСТа по этому поводу.
Так, доктор Комаровский считает, что влажность воздуха в квартире понижается и отличается от нормальной, какой она должна быть, даже не столько от отсутствия вентиляции, сколько из-за высокой температуры воздуха. Стремление родителей уберечь ребенка от простуды приводит к тому, что детскую перегревают, а чем выше температура, тем суше воздух.
Рекомендуемая для детей влажность воздуха в жилых помещениях, согласно Комаровскому, должна быть в диапазоне 50 – 70%, и даже выше – до 75%. Крайней точкой этого параметра для детей доктор считает значение в 80%. Температура же в детской должна составлять 18-19 С.
Какая же норма влажности в квартире является комфортной, сколько процентов должно быть на гигрометре, чтобы создать в помещении для взрослого человека и ребенка лучшие условия?
Согласно санитарным нормам, придерживаться следует диапазона значений 40 – 60% для влажности, 22 С для комнатной температуры.
- В регионах, расположенных вблизи морских побережий, крупных водохранилищ чаще приходится сталкиваться с необходимостью осушать воздух в помещении.
- Для регионов, расположенных в условии континентального и резко-континентального климата более актуальна проблема сильной сухости в помещении.
Как бороться с сыростью
Сырость в жилище появляется при плохой вентиляции, и лучшим решением для создания благоприятного микроклимата было бы изменить вентиляционную систему в здании. Если это невозможно сделать, используют для улучшения циркуляции воздушных потоков приборы, такие как вытяжка, кондиционер, сплит-система.
Если нет возможности установить систему с климат-контролем, и в доме в дождливую погоду становится зябко и сыро, можно воспользоваться поглотителем влаги – устройством, связывающим водяные пары.
Чтобы в доме не поселилась плесень, можно воспользоваться и домашними способами борьбы с сыростью:
- Не использовать плотных портьер, нарушающих циркуляцию воздуха
- Вытирать сухой тряпкой стекла при появлении на нем конденсата
- При ремонте квартиры применять, по возможности, натуральные строительные материалы
- Отказаться от комнатных цветов, особенно видов, требующих опрыскивания
Как повысить влажность
Зимой из-за работающей системы отопления концентрация водяных паров в помещении может снизиться до значений 20-25%, что соответствует показателям воздуха пустыни Сахара.
Сильно осушают помещение работающие электроприборы. Телевизор, холодильник, компьютер повышают температуру в квартире, вызывают накопление статического электричества, что неблагоприятно сказывается на самочувствии обитателей.
Лучше всего для создания благоприятного микроклимата в доме воспользоваться специальными приборами, повышающими концентрацию влаги в воздухе. С их помощью можно добиться идеальной влажности в квартире.
При выборе увлажнителя нужно учитывать площадь помещения, а также высоту потолков. Если одного устройства недостаточно, чтобы добиться нормальной влажности, нужно приобрести несколько приборов, а установить их в разных комнатах.
Надежнее установить гигрорегулируемый приточный клапан, который позволяет нормализовать уровень влажности автоматически. А чтобы удерживать оптимальные параметры, желательно приобрести гигрометр, особенно, если в доме проживают дети.
С помощью современных устройств можно регулировать влажность автоматически, в отличие от народных методов. Развешивание мокрого белья, покупка аквариума, тазики с водой в укромных углах квартиры, живые цветы могут настолько повысить влажность, что возникнут условия, больше подходящие для жизни грибов, а не людей.