Защита от искрения и дуги — УЗИС, AFDD. Виды, принцип действия, правила и ГОСТ для них.

УЗИс-С — Устройство защиты от искрения: предупредить пожар можно!

  • Статистика пожаров
  • Типовые проблемы в электросетях и электрооборудовании
  • Устройство защиты от искрения (УЗИс)
  • Штатное оборудование защиты электросетей
  • Реакция устройств защиты электрических цепей на типы искрения
  • Разрешительные документы, патенты
  • Стандарты и нормативы
  • Характеристики УЗИс-С
  • Стоимость УЗИс-С

В местах нарушения нормального электрического контакта между элементами электрических сетей и электроустановок возникает искрение, которое не распознается токовыми автоматами, дифференциальными автоматами или УЗО, т.к. не вызывает роста тока или его утечки на землю.

УЗИс-С1 распознает опасное искрение и отключает сеть от электропитания, предупреждая возникновение пожара.

Внешний вид и строение прибора

Устройство защиты проводки от искрения обладает стандартной для любых модульных устройств конструкцией. УЗИс крепится в щит с помощью DIN-рейки. На передней панели устройства есть 4 винтовых контакта для подключения проводов:

  • вход фаза (L in);
  • вход ноль (N in);
  • выход фаза (L out);
  • выход ноль (N out).

На вход подается питающее напряжение 230 В. Например, от счетчика или вводного автомата. На выход подключается нагрузка. Например, розетки или сеть освещения.

Устройство защиты от искрения EcoEnergy УЗИс-С1-40

На корпусе устройства есть рычаг для включения и отключения. По его положению судят о состоянии прибора. Если рычаг указывает на 0 — выключено, если на 1 — включено. Также о состоянии защиты можно судить по индикаторному светодиоду (лампочке). Если он горит зеленым цветом, то все в порядке. Если горит или моргает красным — устройство защиты выключилось. Подробная расшифровка значений свечения лампочки имеется на корпусе аппарата.

Рядом с рычагом есть небольшой регулятор под отвертку (крутилка). Он позволяет выставить значение напряжения, при котором УЗИс автоматически отключится. То есть данный аппарат умеет защищать сеть не только от искрения, но и от перенапряжения.

Архив

АрхивВыберите месяц Декабрь 2023  (1) Сентябрь 2023  (1) Август 2023  (2) Июнь 2023  (1) Май 2023  (2) Апрель 2023  (1) Март 2023  (1) Январь 2023  (2) Декабрь 2022  (1) Август 2022  (3) Июль 2022  (2) Май 2022  (1) Апрель 2022  (1) Февраль 2022  (2) Январь 2022  (1) Декабрь 2021  (4) Ноябрь 2021  (1) Октябрь 2021  (3) Сентябрь 2021  (2) Август 2021  (2) Июль 2021  (1) Июнь 2021  (4) Май 2021  (1) Февраль 2021  (2) Январь 2021  (4) Декабрь 2020  (2) Ноябрь 2020  (5) Октябрь 2020  (2) Сентябрь 2020  (4) Август 2020  (7) Июль 2020  (1) Июнь 2020  (5) Май 2020  (4) Апрель 2020  (1) Март 2020  (3) Февраль 2020  (2) Январь 2020  (1) Декабрь 2019  (1) Сентябрь 2019  (1) Июль 2019  (1) Июнь 2019  (2) Май 2019  (3) Апрель 2019  (3) Март 2019  (2) Февраль 2019  (3) Январь 2019  (6) Ноябрь 2018  (1) Август 2018  (1) Май 2018  (13) Апрель 2018  (1) Март 2018  (3) Февраль 2018  (2) Ноябрь 2017  (2) Октябрь 2017  (1) Август 2017  (1) Июль 2017  (1) Июнь 2017  (1) Май 2017  (3) Апрель 2017  (2) Март 2017  (1) Февраль 2017  (4) Январь 2017  (1) Ноябрь 2016  (1) Октябрь 2016  (1) Сентябрь 2016  (1) Июль 2016  (1) Май 2016  (1) Апрель 2016  (3) Март 2016  (3) Февраль 2016  (1) Январь 2016  (2) Декабрь 2015  (3) Ноябрь 2015  (3) Октябрь 2015  (3) Сентябрь 2015  (1) Май 2015  (2) Апрель 2015  (3) Март 2015  (1) Февраль 2015  (2) Январь 2015  (4) Сентябрь 2014  (1) Август 2014  (7) Июль 2014  (3) Май 2014  (4) Апрель 2014  (4) Март 2014  (2) Февраль 2014  (2) Январь 2014  (7) Декабрь 2013  (6) Ноябрь 2013  (2) Октябрь 2013  (5) Сентябрь 2013  (4) Август 2013  (10) Июль 2013  (10) Июнь 2013  (7) Май 2013  (2) Апрель 2013  (14) Март 2013  (3) Февраль 2013  (15) Январь 2013  (3) Декабрь 2012  (9) Ноябрь 2012  (5) Октябрь 2012  (11) Сентябрь 2012  (6) Август 2012  (2) Июль 2012  (7) Июнь 2012  (4) Май 2012  (9) Апрель 2012  (5) Март 2012  (6) Февраль 2012  (6) Январь 2012  (16) Декабрь 2011  (6) Ноябрь 2011  (2) Октябрь 2011  (4) Сентябрь 2011  (9) Август 2011  (18) Июль 2011  (3)

Что такое УЗМ

В настоящее время многие квартиры и частные дома буквально пропитаны всевозможной электроникой и техникой. В связи с этим возрастает вероятность их повреждения при отклонении от нормативного значения напряжения.

Поэтому основное назначение УСМ будет заключаться в следующем:

  • Отключите питание в случае высокого перенапряжения или пониженного напряжения. В обоих случаях можно серьезно повредить бытовую технику, а хрупкая электроника сразу выйдет из строя. При восстановлении параметров напряжения подключение к сети автоматически возобновляется.
  • Сглаживание кратковременных импульсных всплесков тока, возникающих при подключении отдельных видов мощного оборудования к другим близлежащим сетям — сварки, электродвигателей и так далее
  • Некоторые модели, отмеченные знаком МД, умеют обнаруживать наличие искры в проводах и вовремя отключать питание в экстренных случаях.

Использование многофункциональных устройств значительно увеличивает срок службы проводов и подключенных к ним устройств. УСМ нельзя ставить, если на входе стоит стабилизатор. Стабилизирующие устройства эффективно сглаживают все недостатки, но они и намного дороже реле напряжения.

Частые вопросы и ответы

1

По ГОСТу правильное определение и сокращенное название это УЗДП — устройство защиты при дуговом пробое. Поэтому в первую очередь она спасает именно от дуги, а не от искрения.

Термин «искрение» здесь означает повторяющийся дуговой пробой.

2

Нет, не заменяют. Они представляют из себя третий этап развития защит и устанавливаются в цепь после автоматов и УЗО, а не вместо них.

Зато отдельные УЗДП отечественных марок могут полноценно заменить реле напряжения. Также в США и на Западе выпускают модели AFCI 3 в 1.

Они имеют в своем корпусе и автомат, и УЗО, и дугозащиту. Такое объединение с одной стороны вроде бы и хорошая оптимизация, но с другой имеет ряд недостатков:

непросто определить какая из защит сработала в том или ином случае

если AFDD сгорит, то вы лишитесь сразу всей защиты

А при выходе из строя только УЗИС, у вас останутся в «голове» и автомат, и УЗО.

при повреждении любой функции в AFDD по отдельности (автомат-УЗО-УЗДП) вам придется менять его целиком, что больно ударит по кошельку

Главное преимущество таких AFDD это компактность и простота схемы подключения. Не нужно в щитке коммутировать кучу проводов и наконечников, достаточно подключить всего один девайс.

3

В России это межгосударственный стандарт ГОСТ IEC 62606-2016 «Устройства защиты бытового и аналогичного значения при дуговом пробое. Общие требования.» (скачать)

Стандарт на их применение — ГОСТ Р50571.4.42-2017 (скачать).

4

Устройство можно устанавливать как отдельно по группам, так и в одном экземпляре сразу на весь электрощит. Здесь есть как плюсы, так и минусы: 

Среднестатистическая площадь квартиры для защиты одним аппаратом, если исходить из разветвленности проводки — 120-150м2.

Например разработчики УЗИс-С1-40 реально проверяли срабатывание на одиночном проводе длиной до 80м. При этом в цепи присутствовала нагрузка ослабляющая сигнал — телевизор, компьютер.

В итоге аппарат отработал штатно. По ГОСТу же испытания проводят на кабелях длиной максимум до 30м.

5

Все зависит от производителя и его линейки сборки. У моделей с нижним подключением это связано с конструкцией расцепителя. Например у того же УЗИс-С1, при его переворачивании пришлось бы рукоятку включения также развернуть на 180 градусов.

И тогда язычок во включенном состоянии смотрел бы вниз, что запрещено правилами. Кстати у зарубежных известных марок Siemens, Eaton вход также сделан снизу.

6

Да, большинство моделей имеют такую встроенную защиту в виде варистора.

Однако они все равно не могут в полной мере заменить полноценные УЗИП. 

7

Нет, не отключается и не срабатывает.

По крайней мере нормально отстроенная защита без ложных срабатываний, на это реагировать не должна.

Она отстроена так, чтобы искать повреждения только в защищаемой цепи, а не до нее.

Ловим призрака за хвост.

Инженеры до сих пор находятся  в поисках надежного способа обнаружения дугового пробоя, если полистать публикации в научных журналах, то можно увидеть попытки исследователей использовать разные методики, включая модные нейронные сети. Чем лучше методика, тем выше вероятность обнаружения дугового пробоя и ниже количество ложных срабатываний.

При этом устройству в электрощите доступен всего лишь один способ обнаружения дугового пробоя — анализировать величину и форму тока, отдаваемого в нагрузку. Все производители модульных устройств защиты от дугового пробоя снимают сигнал с датчика тока, но обрабатывают данные по разному, и не раскрывают подробностей, ссылаясь на ноу-хау.  Поэтому я могу лишь рассказать общие подходы, которые раскрыты в научных публикациях, а вот в охоте за подробностями придется ловить и спаивать разработчиков в пабе.

Обнаружить дуговой пробой все-таки можно из-за одной особенности — дуга зажигается не сразу. Напряжение должно вырасти до напряжения пробоя, после чего в зазоре проскакивает искра, которая ионизирует воздух и позволяет устойчиво загореться электрической дуге. А так как у нас в сети переменный ток, и ток меняет направление 50 раз в секунду, переходя через нулевое значение, то дуга загорается и гаснет 100 раз в секунду, приводя к специфическим искажениям!

Покажу на примерах, для чего я сделал небольшой стенд. Ток в цепи я измеряю трансформатором тока (голубая линия), напряжение — через делитель (желтая линия), масштаб в данном случае не важен. Почти идеальная нагрузка — тепловентилятор:

Все просто — растет напряжение в линии — пропорционально растет ток. Напряжение падает — ток в цепи падает

Обратите внимание в месте перехода напряжения через ноль — ток растет сразу. А вот так выглядит ток в той же  цепи, если я развожу контакты и вызываю дуговой пробой последовательно в цепи

Появляется ступенька — ток появляется только после того, как напряжение достигнет напряжения пробоя зазора между проводниками:

Можно подумать, что достаточно просто следить за тем, есть ли ступенька в потреблении тока при переходе напряжения через ноль. Но увы, этот способ не работает, поскольку такая ступенька появляется у многих видов нагрузки. Например если если у устройства есть регулировка мощности тиристорным регулятором, который такую ступеньку создает, и меняя ее ширину регулирует мощность в нагрузке. Вот просто посмотрите, как выглядит график тока у пылесоса с регулятором мощности:

Кроме того, идеальный случай, когда в линии всего одна нагрузка, встречается редко. Чаще на линии несколько потребителей, и их токи суммируются. В итоге график начинает выглядеть совершенно ненаглядно. На графике ниже четыре потребителя (обогреватель 1кВт, электрочайник 2 кВт, пылесос с регулятором на половинной мощности (примерно 800 Вт) и мощный импульсный блок питания нагруженный на балласт (примерно 180 Вт)). Слева нет дугового пробоя, а справа  последовательный дуговой пробой обогревателя на 1 кВт, тоесть ток дуги составляет только четверть от всего тока потребления:

Что делать? Посмотрим внимательно на график с искрением — скорость нарастания тока в цепи после пробоя огромная, ступенька практически вертикальная! А значит нам нужно смотреть не на появление ступеньки, а на ее отвесность. Проще всего это сделать анализируя спектр сигнала, чем отвеснее ступенька, тем шире ее спектр. Наглядно я изобразил на этой картинке:

В результате принцип работы защиты прост — постоянно анализируем спектр сигнала с датчика тока. Если вдруг он резко изменяется — определяем как он изменился. Если  наблюдаем  подъем в высокочастотной части спектра  — значит это дуговой пробой и отключаем нагрузку. Правда в реальности есть нюансы….

Резюмирую

  1. УЗДП требует определенного уровня квалификации обслуживающего персонала.  Если это будет электрик Петрович, который на вызов «отключилось пол квартиры» придёт и просто включит УЗДП со словами — «А так вот оно отключилось. Я все включил — все заработало» без поиска причины его сработки и профилактического осмотра — то толку от него мало. Это как загоревшуюся в машине лампу «проверьте двигатель (check engine)» просто сбрасывать без визита в сервис, может пронесет, а может нет.
  2. УЗДП это вид защиты для которого ложное срабатывание — случай  редкий, но возможный, поэтому нужно ставить его с умом. Например разделить группы устройств которые работают постоянно, и которые меняются, и завести на разные УЗДП. Чтобы включение в розетку устройства, вызывающее ложное срабатывание, не отключало насосы циркуляции котла, к примеру.
  3. Чем лучше продумано деление нагрузок на группы, тем проще будет искать неисправность, при срабатывании УЗДП. Впрочем то же относится к поиску причины срабатывания автоматического выключателя или УЗО.
  4. УЗДП чувствителен к длине линии и количеству приборов. Поэтому установка одного УЗДП на целый дом не только путь к ложным срабатываниям, но и делает поиск неисправности крайне затруднительным. Целесообразнее устанавливать УЗДП на определенную ветку, например на помещение.
  5. УЗДП часто обеспечивает защиту от превышения напряжения (обрыв нуля), что позволяет сэкономить. (Но по ГОСТу у устройства защиты предусмотрен механизм свободного расцепления, поэтому обратно после нормализации напряжения он не включится)
  6. УЗДП самый спорный вид защиты, но это единственный вид защиты, способный обнаружить и отключить линию при последовательном дуговом пробое, что уже не нормальный режим работы. 
  7. УЗДП не панацея, и не заменит собой других устройств защиты (таких как линейный тепловой извещатель или например термохромные наклейки), но имеет право на жизнь как дополнительная мера защиты.
  8. УЗДП будет наиболее полезен при использовании со старыми электросетями, нежели с новыми, где все новенькое и сделано по более жестким, современным требованиям.

Предыдущие статьи цикла — сводная: https://serkov.su/blog/?p=5591

Про предохранители: https://serkov.su/blog/?p=5531

Про автоматические выключатели: https://serkov.su/blog/?p=5563

Про выбор автоматических выключателей: https://serkov.su/blog/?p=5782

Про устройства защиты от импульсных перенапряжений: https://serkov.su/blog/?p=5834

Про УЗО: https://serkov.su/blog/?p=5652

P.S. Хочу сказать спасибо специалистам, участвовавшим в рецензировании материала: Денису, Степану, Юрию, Павлу, Сергею. Пользуясь случаем прошу откликнуться специалистов по полиэтилену/полипропилену, с доступом к оборудованию, с возможностью найти d2w и подобные добавки в образцах — есть одна гипотеза и куча образцов. Сергей, если вы читаете это — не получается связаться с вами через почту.

Как проверить устройство защиты от искрения

Помимо самого модуля в комплекте идет устройство для тестирования и проверки. Так называемый искровой имитатор ЮЗИС-И-002.

Как он работает? При включении в розетку происходит мгновенный удар током. У него очень крутой фронт.

В реальных сетях такого пика и близко нет. И если устройство действительно работает и на линии нет помех для блокировки импульса, то AFDD от этой «вилки» должен работать на 100.

При использовании моделей других производителей некоторые потребители хотят искусственно проверять работоспособность таких устройств. С риском для здоровья они сами создают искры, подключая фазу к разрыву через угольные щетки.

Или даже напрямую. Никогда так не делайте и не ставьте подобные эксперименты.

Для УЗИс от Ecolight достаточно воткнуть тестер в розетку и устройство должно тут же выключиться. С его помощью можно легко определить границы защищаемого контура.

Когда проводка в большом доме слишком длинная и разветвленная, то при наличии искры в самой дальней розетке может не сработать дуговая и искровая защита. Почему это возможно?

Потому что ток дуги просто не достигнет минимального порога срабатывания.

По ГОСТ IEC 62606 минимально допустимый ток дуги для обнаружения и последующего отключения составляет 2,5А дополнительно к току основной нагрузки.

Чем больше этот ток дуги, тем быстрее отключится реле. Это не зависит от самой нагрузки.

Если ваша линия работает на холостом ходу и пошли искры, то для УЗИс от Ecolight ток ок. 1,5А достаточно. Экспериментально установлено, что если ток дуги меньше определенного значения (I = 2,5А), это не вызовет воспламенения.

А в АФДД С1-40 такой порог занижен почти в полтора раза! Чего нельзя сказать об УЗМ 51МД. Минимальный рабочий ток колоссальные 5А! Якобы для борьбы с ложными отключениями.

Однако ток такой величины является прямым нарушением требований ГОСТ. Имейте это в виду.

Методика поиска искрящего места

Искрение — это предвестник пожара. Поэтому если устройство искровой защиты постоянно срабатывает, то нужно искать место нестабильного контакта

Внимание следует обратить на следующие узлы:

  1. Распределительные коробки. Открыть, посмотреть, поискать запах гари. Если отключить в квартире напряжение, то скрутки допустимо прощупать на нагрев.
  2. Розетки, удлинители, штепсельные вилки. Они также греются и дымят при нагреве.
  3. Квартирный распределительный щит. Часто бывают расшатаны винты на клеммах автоматических выключателей. Вследствие этого возникает плохой контакт с проводами и искрение. Клеммники на автоматах следует периодически подтягивать, но без фанатизма.

https://youtube.com/watch?v=ZYsLuwLibZY

Отдельно следует отметить основные признаки искрящих контактов:

  • треск на месте искрения;
  • запах гари;
  • перегрев соединений;
  • дым;
  • моргающий свет;
  • треск в динамиках акустических систем;
  • свет, искры.

Принцип работы УЗДП основан на отслеживании состояния напряжения и тока в электропроводке. Контроль этих параметров позволяет на ранних этапах зафиксировать появление искр и дуги в скрутках и клеммниках и отключить электропитание квартиры. Как следствие, существенно снижается риск возгорания проводки или поломки дорогой бытовой электроники.

Устройство защиты от дуги более всего напоминает реле напряжения. Оба аппарата защиты имеют верхний и нижний предел рабочего напряжения. Однако УЗДП обладает более широким функционалом, то есть умеет срабатывать на искрение в скрутках и прочие ненадежные подгорающие контакты.

Перегрузка в сети

Вся электрическая сеть помещения разбивается на группы. Каждая группа рассчитывается на определенное количество потребителей. Например: если это квартира, то могут быть отдельные группы на освещение, розетки на кухне, розетки в комнатах и т.д. Если электропроводка делается самостоятельно, то количество групп рассчитывается в зависимости от потребностей и для каждого отдельно случая может быть разная. В стандартных квартирах количество групп соответствует проекту квартиры. Для каждой группы рассчитывается максимально возможная нагрузка. В зависимости от нагрузки выбирается питающий кабель для этой группы.

Увеличение расчетной нагрузки вызывает перегрузку электрической сети. Возникает перегрузка, если в розетки одной группы, например, непродуманно включить все бытовые приборы. При увеличении расчетной нагрузки электрический кабель начинает греться. При длительной перегрузке изоляция начнет плавиться, что может привести к пожару или выгоранию проводки.

Чтобы защитить электропроводку от перегрузки устанавливаются автоматы защиты с встроенным тепловым расцепителем (биметаллическая пластина).

Автоматы защиты устанавливаются в щитки распределительные (этажные электрощитки). Наряду с тем, что замена электропроводки в квартире стала выполняться из трехжильного провода, появляются и другие новшества. Так, например, вместо обычных плавких предохранителей известных в быту под названием «пробки» и предохранителей с термобиметаллом, появились УЗО — устройства защитного отключения

УЗО не только отсекают питание в случае перегрузки электропроводки в квартирах или ее короткого замыкания, но еще и отсекают электропитание, срабатывая в случае разрушения изоляции наших бытовых электроприборов или (что очень важно) в результате неосторожного прикосновения человека к оголившемуся проводу, который находится под напряжением

УЗО (устройства защитного отключения) защищает электропроводку в квартирах не только от тока перегрузки и от короткого замыкания, но еще защищает и от тока утечки. Для того, чтобы можно было по достоинству оценить появление в электропроводке в квартирах УЗО, необходимо получить некоторое представление о токе утечки. Обычно если электропроводка в квартире работает нормально и электропотребители исправны, то ток, протекающий в обоих проводах одинаковый. Как только человек коснется оголенного провода, по которому идет ток, ток пойдет через тело человека. В этом случае баланс токов в проводах, который «отслеживает» УЗО нарушится и УЗО разомкнет электрическую цепь сети. Произойдет это достаточно быстро, при значении тока утечки, еще не столь опасном для человеческого организма.

Из сказанного выше следует — безопасность старой двухжильной электропроводки в квартирах можно повысить путем установки устройства защитного отключения (УЗО). Но необходимо помнить, что хотя УЗО и предназначены именно для защиты от поражения человека электрическим током, поскольку срабатывание у них происходит при утечках тока, которые по своей величине значительно меньше, чем токи предохранителей (а для бытовых предохранителей это 2 ампера и более, что во много раз превышает значение смертельное для человеческого организма), тем не менее, установка этого защитного устройства является дополнительным защитным мероприятием (не выполняя монтаж проводки), а не заменой защиты от сверхтоков при помощи предохранителей. Также стоит помнить, что выбор защитных мер электропроводки и выбор электропроводки следует выполнять специалистам.

Лада «Нива»

  • Панель приборов Нива Шевролет
    • Замена ламп габаритов и поворота
    • Замена лампочек приборной панели Нива Шевроле
    • Снятие мотора печки ВАЗ-2121
  • Технические характеристики ВАЗ-2121
  • Технические характеристики ВАЗ-2131
    • Делаем из Нивы «Джип»
    • Дорабатываем печку на НИВЕ
    • Кенгурятник на ниву
    • Кондиционер для Нивы ВАЗ-21214
    • Раздельное включение вентиляторов охлаждения двигателя
    • Регулируемая тяга панара
    • Тюнинг Нивы — фотоподборка
    • Фото тюнинга ВАЗ-2121
    • Фото тюнинга Нива Шевроле
    • Блок предохранителей Нива Шевроле
    • Блок предохранителей до 2009
    • Блоки предохранителей Нива 21213 и 21214
    • Схема ЭСУД ЕВРО-3MP7.0 ВАЗ-21214
    • Управления двигателем Нива 2123
    • Электросхема Niva Chevrolet
    • Электросхема ВАЗ 21213
    • Электросхема ВАЗ-2121
    • Электросхема ВАЗ-21214

Проверка электропроводки

Если с предохранителями все очень просто и вместо сгоревшего достаточно установить новый, то с электропроводкой все намного сложнее. Основным признаком, по которому определяется короткое замыкание в автомобиле, является повторно сгоревший предохранитель, который был только что заменен. Поэтому причину необходимо искать в проводке, используя для этого метод исключения.

Читать дальше: Ремонт головки блока цилиндров двигателя yanmar

В этом случае разные потребители поочередно отключаются от проверяемой линии. Одновременно проверяется целостность проводов. Часто место аварии определяется визуально, по следам подгоревшей и оплавившейся изоляции. Однако, некоторые провода спрятаны слишком далеко, например, под панелью приборов, поэтому приоритет в проверке отдается потребителям.

Поиски необходимо выполнять в определенном порядке, при включенном напряжении. Но эта операция будет невозможна при наличии КЗ, поскольку предохранитель сразу же сгорает. Поэтому вместо предохранителя используется потребитель с высокой мощностью, например, лампа на 55 Вт. К ее выводам подключаются провода при помощи клемм. Другие концы проводников подключаются вместо предохранителя, также с помощью клемм. Лампочка подключается последовательно, чтобы ток проходил через нее, а сама она располагается в пределах прямой видимости.

Если в проверяемой линии автомобильной проводки присутствует короткое замыкание, то в момент включения лампочка загорится ярким светом на полную мощность. Когда она подключена к исправной линии, то свечение будет тусклым, поскольку ток на этом участке имеет номинальное значение. Так методом исключения можно поочередно узнать состояние всех потребителей.

Когда обнаруживается неисправный проверяемый потребитель, можно попытаться его отремонтировать. Однако, специалисты рекомендуют не рисковать и установить новую деталь. С замыканием шутить не следует, поскольку в другом случае при несчастливом стечении обстоятельств, может сгореть вся проводка и даже сам автомобиль.

Иногда может возникнуть ситуация, когда все потребители уже проверены, а лампочка все равно светит на полную мощность, то есть, причина все еще не найдена. Это указывает на наличие короткого замыкания в самой проводке, а не в потребителях. В этом случае проверка существенно осложняется, поскольку для доступа ко всем линиям придется демонтировать элементы салона и другие детали.

Тем не менее, тестером, если он есть в наличии, можно проверить участки, находящиеся в свободном доступе и существенно сократить поиски. Эти задачи уже более сложные и требуют вмешательства квалифицированных автомобильных электриков. Кроме того, водителю потребуются знания и навыки разборки и сборки различных элементов авто, правила пользования обычным и специальным инструментом.

Электрическая сеть (электропроводка) современных автомобилей является однопроводной, вторым проводником служит «масса» – кузов машины и двигатель. В ходе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с некоторыми неисправностями проводки (например, короткое замыкание или обрыв). Далее рассмотрим инструкцию, как их найти самому.

Все электрические цепи (кроме силовых цепей стартера и генератора) защищены плавкими предохранителями. А цепи питания мощных потребителей электроэнергии (фары, стеклоподъемники, обогревы зеркал или сидений и т.д.) коммутируются через реле. Поэтому начинать поиск неисправности электропроводки стоит в такой последовательности:

  1. если не работает осветительный прибор (например, фара или плафон освещения), то сначала проверяем не перегорела ли лампа;
  2. проверить исправность предохранителя;
  3. проверить исправность реле;
  4. проверить надежность контактов в разъемах цепи (они могут окисляться, в этом случае их нужно зачистить).

Читать дальше: Схождение на рено логан своими руками

Также рекомендуется проверить все точки крепления «массы».

Схемы реле и предохранителей для автомобилей LADA:

Назначение УЗМ-51МД

Сокращенное наименование УЗМ расшифровывается как многофункциональное защитное устройство, а символ «Д» в маркировке означает возможность защиты от образования искр при возникновении электрической дуги.

Устройство выполняет штатную функцию защиты при перенапряжениях и перепадах напряжения в однофазных электрических сетях. Наличие варистора позволяет справиться с перенапряжениями, возникающими под воздействием рядом расположенного мощного оборудования.

Таким образом, вся работа устройства заключается в защите электроприборов и оборудования, предотвращении воспламенения, превращения в пожар.

Основные характеристики УСМ следующие:

  • Защищает бытовые и другие сети от негативных явлений, связанных с искрообразованием и дуговым разрядом.
  • Может использоваться в сетях любой конфигурации, с разными схемами подключения, с заземлением или без него.
  • Он выполняет свои задачи и не может служить заменой обычным устройствам защиты — автоматам, устройствам защиты от замыканий на землю и другим.
  • Не реагирует на кратковременные перепады напряжения продолжительностью не более 0,5 секунды. В таких случаях нагрузка не отключается и остается в работе.
  • Защита от перенапряжения и падения напряжения двухступенчатая с соответствующими выдержками времени.
  • Наличие варисторной защиты позволяет эффективно бороться с импульсными скачками напряжения.
  • Возможность настроить задержку включения на желаемый период времени.

Как на ВАЗ 2110 снять стартер своими руками быстро

Стартер – узел, который служит для запуска двигателя. По сути это электродвигатель, который через муфту вращает маховик двигателя до воспламенения горючей жидкости и пуска мотора.

Причин для замены или ремонта стартера может быть много:

  • скрежет в моторном отсеке при повороте ключа зажигания на пуск (неисправность бендикса или износ маховика);
  • щелчки при повороте ключа (втягивающее реле);
  • тяжело проворачивается двигатель (износ щеток ротора).

Стартер ВАЗ 2110

Это основные причины, более детально Вам скажет электрик при разборке и диагностике. В основном он подлежит ремонту, но если возникают такие причины, как замена якоря, то целесообразно заменить весь стартер сборе, но возникает проблема как на ВАЗ 2110 снять стартер?

С ситуациями, когда в автомобиле не крутит стартер, сталкивались многие автомобилисты. О возможных причинах можно прочитать в следующей статье: https://vazweb.ru/desyatka/elektrooborudovanie/ne-krutit-starter.html

Замена

Для снятия стартера  ВАЗ 2110 необходима яма (желательно), ключ на 10, ключ на 13, ключ на 15, и ключ на 8. Желательно, что бы двигатель был остывшим. Снимаем минусовую клемму аккумулятора, снимаем защиту, если она есть и ключами на 8 и 10 снимаем жестяной кожух защиты КПП.

Снимаем фишку силового провода с стартера, достаточно ее потянуть на себя. Ключом на 13 откручиваем силовой провод на втягивающее реле, провода желательно убрать в сторону, что бы ни мешали при демонтаже. Ключом на 15 откручиваем две гайки крепления стартера к корпусу КПП. Снимаем.

После снятия необходимо проверить состояние втулок в корпусе КПП на износ, вал якоря  должен заходить без люфта и заклинивания. При данных дефектах необходимо произвести замену втулок.

Замена бендикса

Если причина в износе втягивающего реле или бендикса ВАЗ 2110, эти работы можно провести самостоятельно. Для того, чтобы снять втягивающего реле, откручиваем крепление силового провода от корпуса стартера ключом на 13.

Ключом на 8 откручиваем два болта крепления втягивающего реле к корпусу стартера, будьте осторожны, при откручивании болтов во втягивающем реле стоит пружина, которая может амортизировать, при снятии придерживать рукой.

Далее снимаем поршень втягивающего реле с крючка коромысла на бендиксе и в обратной последовательности ставим новое втягивающее реле.

Для замены бендикса, снимаем втягивающее реле, откручиваем два длинных болта ключом на 10 с задней стороны стартера и разъединяем корпус стартера и его переднюю часть с вилкой, бендиксом и ротором.

Снимаем, поддевая отверткой , пластиковую вилку с якоря и извлекаем якорь с бендиксом с передней части корпуса. Снимаем стопорное кольцо с наконечника якоря и демонтируем бендикс. Сборка производится в обратной последовательности.

При установке нового бендикса, рекомендуется промазать шлицы смазкой ЛИТОЛ.

Разобраться, где находится реле стартера, поможет данный материал: https://vazweb.ru/desyatka/elektrooborudovanie/gde-nahoditsya-rele-startera.html

Замена втулок

Если требуется замена втулок, их две, в корпусе КПП и в нижней части стартера. В корпусе стартера она меняется без проблем, а вот в корпусе КПП ее проблематично поменять без специального инструмента (райбера), эту процедуру рекомендовано делать на СТО у специалиста.

После ремонта, рекомендуется его проверить на месте перед установкой, силовыми клеммами от аккумуляторной батареи.

Установку производим в обратной последовательности. Гайки на 13 крепления клемм необходимо затягивать без особого усилия, так как клеммы медные и при сильной затяжке можно повредить резьбу.

  • Вениамин
  • Распечатать

Битва двух пяти ёкодзун

Выход этого поста задерживался потому, что изначально я хотел протестировать одно УЗДП, потом два… В общем — я связался со всеми производителями УЗДП в России, и по моей просьбе мне прислали экземпляры устройств, в т.ч. совсем новых, которые еще не появились в широкой продаже. (Сразу хочу отметить — я не продаю и не занимаюсь производством электротехники, так что конфликта интересов нет. Устройства по моей просьбе прислали без каких-либо условий или финансовых отношений, за что всем производителям искреннее спасибо.) Так что я пощупал ВСЕ устройства, что разрабатываются и производятся в РФ. Ну и одно китайское, которое тоже продается у нас. Вот они все на одном фото:

К сожалению устройства Астро-УЗО Ф-9311 и Ф-9312 так и не были запущены в серийное производство.Но тест и обзор я вынесу и опубликую отдельно, иначе материал получится совсем уж большим. (Спойлер: не все УЗДП одинаково хороши)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий