Особенности освещения в детских садах

Естественное освещение – обязательно

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.

Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО). Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.

Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:

  • для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей – расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций – расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • в остальных помещениях жилых и общественных зданий – расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.

Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.

При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.

Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.

Говоря более понятным языком, это особенности естественного света в данной местности – ведь даже не профессионалу понятно, что в Краснодарском крае и Мурманской области они не одинаковы.

Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).

Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.

Рекомендации по освещению в кабинете для занятий

Освещение в кабинете для занятий в детском саду играет важную роль в создании комфортных условий для детей. Правильно подобранное освещение способствует улучшению зрительного восприятия, улучшает концентрацию и повышает эффективность обучения. Ниже приведены рекомендации по выбору и расположению осветительных приборов в кабинете для занятий.

Выбор осветительных приборов:
В кабинете для занятий рекомендуется использовать светильники с диффузорами, которые равномерно распределяют свет по всему помещению и не создают ослепительных точек. Также стоит отдавать предпочтение светодиодным лампам, которые энергоэффективны, имеют долгий срок службы и не нагреваются.

Яркость света:
Яркость света должна быть достаточной для обеспечения комфортного чтения и работы детей. Рекомендуется использовать освещение с яркостью от 300 до 500 люмен на 1 квадратный метр.

Расположение светильников:
Светильники следует располагать равномерно по всему кабинету, чтобы исключить появление теней и глазастости. Рекомендуется использовать потолочное освещение, которое создает равномерное и мягкое освещение в помещении.

Управление освещением:
Для достижения максимальной эффективности освещения в кабинете для занятий рекомендуется использовать систему диммирования или регулируемые светильники

Это позволит регулировать яркость света в зависимости от потребностей урока или занятия.

Естественное освещение:
Важно также обеспечить естественное освещение в кабинете для занятий. Рекомендуется использовать большие окна с затемнением для регулирования интенсивности света, а также жалюзи или шторы для предотвращения попадания прямых солнечных лучей.

Соблюдение данных рекомендаций по освещению в кабинете для занятий поможет создать оптимальные условия для обучения и развития детей.

Организация подсветки на игровых площадках садов

Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне. Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:

естественное (основное). Для оптимального уровня естественной подсветки игровые территории располагают на открытых пространствах с минимальной затененностью. Естественное освещение здесь так же должно соответствовать нормам инсоляции. Эти нормы предписаны в СанПиН. Инсоляция здесь — от 3 часов (не меньше) для 50% площади площадки;

искусственная подсветка. Организуется по-разному, но всегда должна опираться на нормы, указанные в регламентирующих документах.

Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:

  • горизонтальная средняя освещенность (Eср). Данный показатель должен составлять не менее 10 люкс;
  • соотношение минимальной освещенности к ее среднему значению (Eмин/Eср ). Этот параметр составляет 0,3 (как минимум).

Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления. Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.

Мысли вслух

«Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»В. В. Маяковский

Биологическая жизнь вида – непрерывный круговорот одних и тех же действий: рождение – взросление – воспроизводство – воспитание потомства – уход за ненадобностью/за истечением срока действия. И совершенно неудивительно, что забота о своем потомстве – один из основных инстинктов подавляющего большинства биологических видов на нашей планете, ибо отсутствие такой заботы прямо приводит к вымиранию вида в целом. А желание жить не чуждо никому. Человек также не чужд данной традиции, благодаря чему нет для нас более трепетного объекта заботы, чем наши дети. Мы следим, что они едят, как одеваются, воспитываем их по мере своих способностей и вообще – с радостью даем самое лучшее. А уж как мы заботимся об их здоровье… Есть ли для нас вообще что-то важнее? Вряд ли. И если дома мы можем оградить их от различных, с нашей точки зрения, вредных факторов (сквозняк/злоупотребление телевизором/вредные привычки и т.д.), то процесс в школе нами слабо контролируем. В этом номере хотелось бы поговорить об одной из возможных неприятностей для здоровья ребенка в детском саду или школе – а именно об освещении.

В свое время мы даже не задумывались, как могут влиять на нас светильники над нашими партами. Да, в общем-то, в то время и выбор был невелик: чаще всего это были люминесцентные лампы, про свойства которых мало кто думал вследствие отсутствия выбора. (О, это вызывающее ностальгию, металлически позвякивающее мигание светильников после щелчка выключателя в классе!). Зато сейчас, с появлением разнообразия источников света, в спекулятивной научной среде идут целые баталии о пользе и вреде тех или иных ламп. Зачастую, проводимые исследования имеют диаметрально противоположные выводы по поводу одного и того же вопроса. Дьявол, как обычно, кроется в мелочах – потому умалчивая одни и раздувая другие можно получить любой необходимый результат. Часто, результаты исследования легко предсказать, просто посмотрев на то, кто был его инициатором, не читая выводы. Звезды ведь просто так не зажигают… Но давайте пока просто порассуждаем, исходя из логики, собственного опыта и не залезая до поры до времени в высоконаучные дебри.

На данный момент существует непроверенная гипотеза, согласно которой человек, как биологический вид, появился и развился на планете Земля вследствие эволюции. Более того, согласно этой теории – внешний вид, внутренние органы и органы чувств человека формировались и оптимизировались под постоянным воздействием окружающих его природных факторов. Исходя из этого, можно предположить, что самым естественным и благоприятным для нас источником света является Солнце – миллионы лет адаптации просто не могли пройти бесследно. Также наблюдения показывают, что человек (во всяком случае – большинство) является дневным животным. Ночью он спит, днем – бодрствует. И есть подозрение, что смена этих состояний как-то связана с циклом ночь/восход/день/закат. Возможно, Солнце и дает нам каким-то образом команды просыпаться и засыпать? Запомним эту мысль.

Теперь попробуем представить себе место на природе, в котором нам было бы максимально уютно устроиться и почитать учебник книжку. Вряд ли это окажется горная вершина, пляж или пустыня в солнечный день. Эволюция эволюцией, но на прямом солнце мы можем получить ожог, перегреться, да и слишком яркий солнечный свет вызывает желание надеть темные очки. Зато вот летним деньком в светлом сосновом лесу или в тени пышной кроны какого-нибудь дерева, да еще если солнышко за легким облачком – то почему бы и нет? Только не в самый полдень – на мой взгляд, все-таки, ярковато. Но – кому как.

Таким образом, идеальный искусственный источник света для создания комфортных условий бодрствования и занятия чтением или учебой должен быть как можно ближе по своему спектру к тому, который мы имеем, допустим, летом в тени дерева посреди зеленой лужайки. При этом давать рассеянный, не дающий жестких теней свет. Я бы от такого точно не отказался! Однако, здесь следует отдельно заметить, что этот спектр будет далеко не идентичен свету от неба/Солнца (как источника света). В тени, да посреди зелени, переотражения и фильтрация исходного света окружающими предметами меняют спектр достаточно сильно. Например, зелень с удовольствием съедает синюю и часть красной составляющей спектра, так что определение того, что же долетает до нас, когда мы нежимся в тенечке – вопрос отдельного исследования (рис. 1).

Рис. 1. Примеры спектральных распределений интенсивностей излучения различных источников света: свет от ясного голубого неба, среднедневной солнечный свет, свет лампы накаливания.

Светильники и лампы для детского сада по санпин

При оборудовании освещения в детском саду необходимо учитывать требования СанПиН (Санитарные Правила и Нормы). Освещение играет важную роль в комфорте и безопасности детей, а также в их развитии. Вот несколько советов по выбору светильников и ламп для детского сада в соответствии с требованиями СанПиН.

Интенсивность освещения

СанПиН рекомендует обеспечивать достаточную интенсивность освещения в помещениях детского сада. Для занятий и игр, связанных с умственной деятельностью, требуется освещение интенсивностью 400-500 лк (люкс). Для игр двигательного характера, спорта и других активных занятий — 200-300 лк. В спальных помещениях достаточно 100-150 лк. Чтобы обеспечить нужную интенсивность освещения, следует выбирать светильники и лампы с соответствующей освещенностью.

Световые условия

СанПиН также рекомендует обеспечивать равномерное освещение помещений детского сада. При выборе светильников и ламп следует учитывать их способность равномерно освещать площадь. Желательно выбирать светильники с рассеянным светом или использовать рассеиватели для равномерного распределения света.

Цветовая температура

Цветовая температура освещения также влияет на комфорт и безопасность детей. СанПиН рекомендует использовать лампы с цветовой температурой 3000-4000K для создания приятной атмосферы и хорошего цветопередачи. Лампы с более низкой цветовой температурой (ниже 3000K) могут создавать теплую и уютную обстановку, но могут искажать цвета. Лампы с более высокой цветовой температурой (свыше 4000K) создают более холодным и ярким свет.

Энергоэффективность

СанПиН рекомендует использовать энергоэффективные светильники и лампы для экономии электроэнергии и снижения нагрузки на электросеть. Рекомендуется выбирать компактные люминесцентные лампы или светодиодные лампы, которые обладают высокой светоотдачей и долгим сроком службы.

Безопасность

Помимо соответствия СанПиН по освещению, необходимо обращать внимание на безопасность светильников и ламп. Они должны быть изготовлены из негорючих материалов и иметь защиту от поражения электрическим током

Также следует учитывать устойчивость светильников к ударам и падениям.

Выбор осветительного оборудования

При выборе светильников и ламп для детского сада рекомендуется обратить внимание на следующие факторы:

  • Интенсивность освещения, соответствующая требованиям СанПиН;
  • Равномерность освещения и возможность регулировки интенсивности света;
  • Цветовая температура света;
  • Энергоэффективность;
  • Безопасность и надежность светильников и ламп.

Важно учитывать все эти факторы при выборе и установке осветительного оборудования в детском саду, чтобы обеспечить комфортное и безопасное освещение для детей

Роль подсветки дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации. Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:

  • безопасность комнат;
  • гигиеничность помещений;
  • соответствие строительным нормам;
  • качественное освещение.

Освещение в группе садика

Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.

Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:

  • ухудшение зрения;
  • появление нарушений в психике. Наиболее часто дети становятся раздражительными, агрессивными и непослушными. Кроме этого они чаще плачут и хуже спят;
  • снижение активности;
  • ухудшение общего состояния здоровья;
  • повышение травматизма. При плохом освещении дети могут не замечать разбросанных по комнате игрушек, наступать на них, спотыкаться и т.п.

Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки. Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения. Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.

Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений

На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.

Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:

СНиП. Этот документ является основным и расшифровывается как «строительные нормы и правила». На него следует опираться при сооружении зданий разного назначения. Данный документ представляет собой свод нормативных документов, принятый соответствующими исполнительными инстанциями для строительной сферы. В СНиП имеются такие разделы, как общие положения, сметные нормы и правила, нормы проектирования, а также правила производства и приема работ. Здесь прописаны нормы по уровню освещенности для жилых и нежилых сооружений;

Нормы СНиП для сада

Нормы СанПин (пример)

СанПин. Это дополнительная документация, которая содержит нормы, обязательные для учета при организации системы подсветки в детских садах. СанПин — это «санитарные нормы и правила»

Отдельно стоит отметить, что нормы СанПин следует брать во внимание работе со СНиП. Нормы СанПин охватывают области проектирования и эксплуатации сооружающихся зданий и предприятий. Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения

Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий

Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.

Общие требования

Освещение детской площадки должно обеспечивать хороший обзор всей площадки, прилегающей территории, входа и выхода с неё. А система освещения быть безопасной, исключающей контактов детей с электричеством, в том числе в случае аварии сети.

При этом оно не должно создавать помех автотранспорту и пешеходам на прилегающих территориях (слепить участников движения), засвечивать окна жилых зданий и учреждений.

В параграфе 7.45 СНиП 23-05-95 указано, что:

На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.

Параграф 5.4.4 ГОСТ Р 55706-2013 указывает, что:

Для ограничения засветки окон применяют осветительные приборы с ограниченным светораспределением или с экранирующими решетками и козырьками.

Как поставить новую площадку за свой счет?

Если вы хотите современную детскую площадку, которая будет не хуже вариантов в новостройках, установите ее за свои деньги. Сделать это возможно только на придомовой территории.

За проектированием можно обратиться к подрядчикам, которые занимаются производством площадок, подходящих под все нормы. Стоят такие площадки от 100 до 600 тысяч рублей, что в перерасчете на количество жильцов дома выйдет по 3-4 тысячи на семью. Готовых моделей очень много, подбирайте исходя из площади и бюджета.

Более сложный вариант — разработка собственного проекта, для которого потребуется архитектор и дизайнер, которые смогут учесть все требования законодательства. К основным требованиям относятся следующие пункты:

  • Площадка должна подходить детям нескольких возрастных двух, минимум двух — для малышей и детей постарше.
  • Она должна быть безопасна: находится в удалении от проезжей части, автостоянок и пешеходных дорожек, иметь покрытие или озеленение.
  • Конструкции должны пройти визуальный и функциональный осмотр.
  • Чистота песочницы должна быть подтверждена санитарно-гигиеническим сертификатом, который обновляется ежегодно.

Всего разработано 14 ГОСТов, в которых указаны требования к материалам, прочности элементов, к предотвращению застревания рук и ног. Проект площадки должен соответствовать этим стандартам.

Новую площадку лучше ставить на место демонтированной старой, чтобы сэкономить время на долгих согласованиях.

Предисловие к резюме

Существует на самом деле еще огромное количество разнообразных нюансов, особенностей и параметров качества и комфортности освещения. Однако, целью данной статьи отнюдь не являлось энциклопедическое и дотошное изложение их всех. С одной стороны, «чем дальше в лес – тем толще партизаны». А с особо толстыми партизанами иногда и светотехнику с большим дипломом не сдюжить. С другой стороны – хотелось разъяснить обычному человеку основные понятия и аспекты и дать пару практических советов. И преподнести их не как «висящие в воздухе» аксиомы, а пояснить «откуда ноги растут» с точки зрения здравого (по мере способностей автора) смысла. Надеюсь, хотя бы отчасти, у меня это вышло.

Роль подсветки дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации.
Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:

  • безопасность комнат;
  • гигиеничность помещений;
  • соответствие строительным нормам;
  • качественное освещение.

Освещение в группе садика

Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.

Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:

  • ухудшение зрения;
  • появление нарушений в психике. Наиболее часто дети становятся раздражительными, агрессивными и непослушными. Кроме этого они чаще плачут и хуже спят;
  • снижение активности;
  • ухудшение общего состояния здоровья;
  • повышение травматизма. При плохом освещении дети могут не замечать разбросанных по комнате игрушек, наступать на них, спотыкаться и т.п.

Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки.

Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения.
Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.

Особенности освещения в разных зонах детского сада

Игровая зона:

В игровой зоне детского сада освещение должно быть ярким и равномерным, чтобы обеспечить хорошую видимость детям во время игр и занятий. Лампы с дневным светом или светом белого цвета идеально подходят для этой зоны. Они создают приятную атмосферу и способствуют активному движению и развитию.

Учебная зона:

В учебной зоне детского сада освещение должно быть равномерным и достаточно ярким, чтобы дети могли читать и писать без напряжения глаз. Рекомендуется использовать лампы с дневным или нейтральным светом, которые создают комфортные условия для работы и обучения.

Отдыховая зона:

В отдыховой зоне детского сада цель освещения — создать расслабленную и спокойную атмосферу. Для этого лучше всего подходят лампы с теплым светом, такие как лампы с желтым или оранжевым оттенком. Они способствуют расслаблению и помогают детям уснуть на дневном сне или отдохнуть после активных игр.

Прихожая:

В прихожей детского сада освещение должно быть достаточно ярким и равномерным, чтобы обеспечивать безопасность детей во время переодевания и обувания. Рекомендуется использовать лампы с белым или нейтральным светом, чтобы обеспечить хорошую видимость и предотвратить возможные травмы.

Санитарно-гигиенические помещения:

В санитарных помещениях детского сада освещение должно быть ярким и чистым, чтобы обеспечить безопасность и комфорт при использовании умывальника, туалета и других санитарно-гигиенических принадлежностей. Рекомендуется использовать лампы с дневным светом или светом белого цвета для создания гигиенических условий и предотвращения возможных проблем со здоровьем.

Общие рекомендации:

Необходимо учитывать возраст детей и их особенности в отношении зрения при выборе освещения для различных зон детского сада

Также важно регулярно проверять состояние ламп и обеспечивать их своевременную замену при необходимости. Освещение должно быть безопасным, энергоэффективным и соответствовать требованиям санитарных норм и правил

Требования к освещению в дошкольных учреждениях

Чтобы правильно организовать освещение в любом помещении или на улице, не только подсветку детского сада, включая прилежащие к зданию территории, нужно знать основные положения. Освещенность представляет собой световую величину, которая равняется отношению светового потока на конкретный небольшой участок поверхности к его площади. Она измеряется в люксах.

Визуальная демонстрация люкса

Люкс представляет собой один люмен, поделенный на метр квадратный. Он представляет собой показатель, на который должны равняться нежилые и жилые сооружения. Для него существуют нормы международного и отечественного порядка, которые указаны в соответствующей документации (СНиП, СанПин и др.).

Подсветка детского сада в ночное время

Уровень освещенности может относиться как к определенной зоне (территории, например, лестничной клетке), так и ко всему помещению. Заметьте, нормы указаны по отношению к поверхности рабочего пространства. К этому понятию относится как пол, так и лестничная клетка или детская площадка.

Вместе с тем, имеются нормы и для специализированного варианта освещения. Сюда относится система наружного освещения охранного типа, которая функционирует в ночное время на территории детского сада.

Помимо этого необходимо аварийное освещение, которое позволит детям и персоналу дошкольного учреждения при необходимости быстро и безопасно покинуть здание. Отдельно стоит отметить, что в планировке детских садов особое место занимает подсветка игровых площадок, на которых воспитатели выводят детей во время прогулок. Наружное освещение таких площадок и всей принадлежащей учреждению территории также подчиняется соответствующим нормам и требованиям (по СНиП и СанПин), особенно в ночное время. Это же касается и лестничной клетки, как снаружи, так и внутри здания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий