Клапан термозапорный: назначение, установка
Домашний уют 11 марта 2017
На газифицированных объектах обязательно присутствуют системы защиты от возможной утечки и возгорания газа. Причин тому может быть много, и одна из них – пожар в помещении.
Пожар приводит к возрастанию температуры, которая может достигнуть предела воспламенения газа и повлечь к его взрыву.
Чтобы этого не допустить, разработаны специальные клапаны отсечки подачи газа при возникновении пожара.
Клапан термозапорный: назначение
Автоматический тип клапана, который перекрывает газопровод, идущий ко всем устройствам, работающим на газу, во время пожара называется клапаном термозапорным. Благодаря этому устройству снижается риск взрывов, получения травм и физических разрушений.
Установка клапанов термозапорного действия КТЗ регламентирована нормативами, изложенными в правилах по безопасности пожарной. Они предписывают:
- Оборудовать любые типы магистралей природного газа, независимо от их сложности, разветвленности и количества приборов-потребителей системами термочувствительного контроля и отсечки подачи.
- Применять в качестве защитных устройств клапаны, рассчитанные на срабатывание при достижении температуры окружающей среды ста градусов по Цельсию.
- Устанавливать термозапорные модули на входе в помещение.
Клапаны имеют маркировку в виде КТЗ с числом после нее. Число указывает, каким должен быть диаметр подающей газ трубы, на которую можно установить этот клапан.
Принцип действия
Клапан термозапорный состоит из корпуса с резьбовым соединением, плавкой вставки, пружинного механизма и элемента (затвора) в форме тарелки либо шара, запирающего канал.
В исходном состоянии при нормальной температуре в помещении запорный элемент клапана взведен и удерживается плавкой вставкой. При возгорании общая температура повышается, достижение ее отметки в 85-100 градусов приводит к расплавлению вставки и освобождению отсекающего механизма. Последний в свою очередь под действием пружины перекрывает канал движения газа.
Клапан термозапорный (КТЗ) может работать с любыми газами. После срабатывания его заменяют на новый. Возможна замена плавкой вставки на другую и дальнейшая эксплуатация изделия.
Правила установки
Чтобы надежно работал клапан термозапорный, необходимо придерживаться правил его установки:
- Клапаны на резьбовом соединении должны быть установлены в линиях с давлением не выше 0.6 МПа. Клапаны на фланцевом соединении выдерживают давление до 1.6 МПа.
- Проходная способность клапана должна быть не меньше проходной способности газовой линии.
- Устанавливать термозапорный клапан на газопроводе нужно в самую первую очередь, а далее остальную арматуру.
- КТЗ должен быть установлен внутри помещения и защищать арматуру, не рассчитанную на большой нагрев.
- Ось клапана может быть расположена в любом направлении.
- Следует учитывать поток газа, направление которого указано на корпусе устройства.
- Установка клапана в местах, близких к нагревательным элементам, температура воздуха возле которых может превышать 53 градуса, исключена.
- Вмонтированный клапан термозапорный должен быть проверен на отсутствие утечек.
- После установки КТЗ на него не должны оказывать дополнительное давление трубы, изгибая либо выкручивая устройство.
- Доступ к клапану должен быть свободным и ничем не загроможден.
Заключение
При покупке термозапорного клапана следует убедиться, не сработал ли механизм отсечки канала, что иногда бывает во время транспортировки. При сложной разводке газа внутри помещения и наличии нескольких потребителей топлива, расположенных в разных частях здания, рекомендуется установка нескольких клапанов запорных на каждую ветвь.
Зачем нужны термозапорные клапаны?
Термозапорные клапаны – устройства, представляющие собой запорную газовую арматуру. Они автоматически перекрывают газопровод, ведущий ко всем приборам, работающим от газа.
Все «заглушки» маркируются как КТЗ с определенным набором цифр после букв. Вторая цифра указывает на диаметр газовой трубы, для которой может подойти данный механизм.
Назначение термозапорного клапана
Основное назначение КТЗ – перекрытие подачи газа к оборудованию в случае пожара. Что помогает не только защититься от взрыва, но и не дает увеличиться площади возгорания вдвое и более.
Если же запорный клапан находится в открытом положении, то само по себе устройство никак не препятствует прохождению горючего вещества к приборам и технике.
Термозапорные механизмы монтируются на трубопроводы, где максимальное давление может составлять 0,6 МПа – 1,6 МПа.
Термозапорный клапан резьбового типа. Применяется для оборудования с меньшим давлением (до 0,6 МПа). Они чаще всего используются для бытовых нужд
КТЗ фланцевого типа, который используется в трубопроводах с высоким давлением (приближенным к максимуму). Чаще применяется на промышленных объектах
Далее обозначим назначение запорной арматуры, предписываемое правилами пожарных инстанций.
В нормативах по правилам пожарной безопасности существует регламент, который подразумевает использование клапанов:
- На оборудовании всех магистралей газа природного происхождения. Предполагаются любые типы систем (сложность, разветвленность), любое количество приборов-потребителей.
- Для обеспечения защиты различных газифицированных объектов и устройств, работающих от газа. В данном случае применимы клапаны, которые рассчитаны на автоматизацию (срабатывание) при достижении температурного режима в помещении до 100 °C.
- Монтаж термозапорных модулей на входе в помещение.
В соответствии с ППБ-01-03 (Правила пожарной безопасности) термозапорные устройства должны монтироваться во всех помещениях, где есть газопровод. Однако сюда не относятся здания V категории огнестойкости.
Также не обязательна установка КТЗ в зданиях, где трубопроводы оснащены электромагнитными клапанами. Их, как правило, размещают вне здания, и если возникает воспламенение внутри строения, срабатывает газовый анализатор, после чего подача газа прекращается.
Следует понимать, что КТЗ – это не очередной российский «тренд». Использование этих устройств на различных объектах хозяйствования, где существует газовое оборудование, является обязательным в таких странах мира, как Германия, Франция, США и т.д.
Где применяется термозапорный клапан?
Область применения термозапорных газовых заглушек – это, в первую очередь, трубопроводы, подводящие газ к разным по назначению приборам, в которых сжигается газ (бытовые и промышленные приборы не зависимо от типа).
Установка КТЗ на любом газопроводе не допустима вне пределов помещения, после монтажа какой-либо другой газовой арматуры, также на байпасах, в смежных помещениях и там, где рабочая температура воздуха при действии газового оборудования может достигать более 60 °C.
Важно не нарушать правила монтажа — на газопроводе первым устанавливается запорный клапан, и только после него остальная газовая арматура, приборы и оборудование
Располагать клапан можно в разных положениях, только стоит обращать внимание на стрелку-указатель, нанесенную производителем на корпусе
Термозапорный клапан с резьбовым соединением. Стрелки на стальном элементе при выполнении монтажа на газопровод должны соответствовать направлению потока газа
Здесь видно расположение КТЗ на трубопроводе. Монтаж клапана в обязательном порядке выполняется первым на вводе газопровода, либо на отводе от стояка
По отношению к горизонту расположение установленного клапана может быть любым. О правилах установки КТЗ более подробно мы расскажем далее.
Термозапорные клапаны имеют особую конструкцию, которая позволяет устройству автоматически перекрывать подачу газа в нужный момент. Если поближе познакомиться с конструктивными особенностями клапанов, можно быстрее понять суть их действия. Далее разберем все более подробно.
Термозапорный клапан на газопроводе
Резьбовое присоединение внутр.-наружн.(00) или внутр.-внутр.(01)
Общие сведения о термозапорном клапане КТЗ.
Термозапорный клапан КТЗ предназначен для автоматического перекрытия газопровода, подводящего газ к промышленным или бытовым приборам, при нагревании во время пожара.
Устройство и принцип работы термозапорного клапана.
Клапан термозапорный КТЗ состоит из следующих компонентов: стальной корпус, затвор, выполненный в виде шарика или тарели, в открытом положении затвор удерживается тепловым замком.
При нагревании клапана до температуры около 100 °С тепловой замок высвобождает затвор, досылаемый пружиной в седло клапана, перекрывая поток газа. Герметичность, сработавшего клапана, обеспечивается сопряжением конусов затвора и седла клапана – “металл по металлу”.
Форма затвора, его расположение в корпусе обеспечивает свободное движение потока газа при открытом положении клапана.
Указания по монтажу и эксплуатации термозапорного клапана КТЗ.
При монтаже и эксплуатации необходимо соблюдать Правила техники безопасности, ППБ-01-03, раздел 3 ГОСТ 12.2.063-81 и указания, содержащиеся в сопроводительной документации на термозапорный клапан КТЗ.
Положение оси клапана при монтаже и эксплуатации – любое.
Направление потока газа должно соответствовать указателю на корпусе клапана КТЗ.
Не допускается устанавливать термозапорный клапан в зонах, где температура окружающей среды при эксплуатации газовых приборов и других источников тепла может подниматься выше +52 ° С.
При транспортировке, хранении, монтаже и эксплуатации запрещается подвергать термозапорный клапан нагреву, резким механическим воздействиям и ударам.
Клапан КТЗ, побывавший в очаге пожара, не восстанавливается.
На газопроводе первым устанавливается термозапорный клапан КТЗ, затем вся остальная газовая арматура, приборы и оборудование.
После монтажа термозапорный клапан КТЗ не должен испытывать нагрузку от трубопроводов (изгиб, сжатие, кручение и пр.).
В процессе эксплуатации клапан КТЗ поверки и обслуживания не требует.
Термозапорный клапан для защиты вашего предприятия
Трудно представить предприятие, куда проведен газ, без специальных защитных систем от утечки или возгораний. Подобные ситуации не являются редкостью. Особенно частой причиной возгорания газа являются пожары. Согласно правилам пожарной безопасности:
- любые газовые магистрали должны быть оборудованы системой защиты;
- предприятия должны быть защищены запорно-регулирующими устройствами, которые реагируют на изменения температуры;
- термозащитой должен быть обезопасен вход в помещение.
Одним из таких вариантов является термозапорный клапан, перекрывающий газопровод в случае чрезвычайных ситуаций.
Устройство клапана термозапорного (КТЗ) заключается в пружине для запора, замке из металла, контролирующем пружину и контуре. При температуре выше 90 градусов замок начинает плавиться и перестает держать пружины. Пружина, соответственно, перекрывает поступление газа.
Правила работы:
- газопровод сначала оборудуется запорно-регулирующей арматурой, а потом всем остальным;
- устанавливается перед оборудованием, потребляющим газ;
- стрелка должна указывать на направление газа;
- нельзя устанавливать КТЗ в помещении с температурой выше 60 градусов;
- устройство не должно подвергаться ударам и перепадам температуры при транспортировке.
- качественным сервисом;
- наличием необходимых документов и сертификатов;
- низкими ценами, которые доступны каждому;
- системой скидок для постоянных клиентов.
Не ждите, когда беда придет к вам. Сделайте свое помещение удобным, комфортным и, главное, безопасным вместе с нами. Наши консультанты помогут вам подобрать правильный товар. По всем вопросам обращайтесь: (812) 740-12-82; (812) 740-15-75.
Строительные правила и нормы
Согласно СП 60.13330.2016 оснащение жилых помещений датчиками загазованности не является обязательным и осуществляется по требованию заказчика. Но это касается только уже построенных зданий.
В соответствии с п.6.5.7 СП 60.13330.2016 сигнализатор загазованности требуется в новых, реконструированных, подлежащих капремонту жилых строениях, где предполагается эксплуатация котлов, колонок, плит и другого оборудования.
Исполнительным механизмом такого датчика служит быстродействующий электромагнитный клапан — отсекатель, блокирующий подачу газа. Его следует установить на вводе газа в помещение и сблокировать с сигнализатором, чтобы при подаче сигнала последнего клапан моментально прекратил подачу голубого топлива.
Расположение сигнализатора и отсекателя зависит от плотности используемого газа и особенностей разводки в квартире. Выбор места требует высокой квалификации мастера
На этапе планирования помещение обследуется. Пристального внимания заслуживают участки, в которых возможно скопление газа (углубления, ниши). Нельзя допускать наличие «мертвых зон».
Кроме переделки внутриквартирной разводки по необходимости проводят разборку, сборку или замену кухонной мебели, техники, а также монтаж:
- скрытой электропроводки;
- системы подачи тревожной информации;
- принудительной вентиляции.
Все работы ведутся по проекту, что требует подготовительных действий. Сначала нужно обратиться в районную газовую службу.
Инструкция по согласованию выглядит так:
Составление заявления по образцу с указанием желаемых изменений в магистрали
Документ служит основанием для визита мастера по месту установки оборудования
Уже на месте представитель организации все осматривает, проверяет, проводит расчеты в соответствии с нормами, принимая во внимание план заявителя. Рассчитывается смета, подготавливается план
Согласовывается план и смета: документ выдается на руки заявителю для ознакомления и получения согласия на установку. Проведение оплаты в случае согласия с предложенным проектом.. Если смета и/или план не устраивают заказчика, это обговаривается с мастером, находится компромиссное решение и проект дорабатывается
Если смета и/или план не устраивают заказчика, это обговаривается с мастером, находится компромиссное решение и проект дорабатывается.
Клапаны термозапорные КТЗ: цена изделия
Цена клапана КТЗ для покупателей напрямую зависит от диаметра изделия и вида его соединения. Узнать актуальную цену термозапорного клапана возможно обратившись к нашим менеджерам.
Тип: клапан термозапорный.
Клапан КТЗ устанавливают на трубопроводах в качестве автоматического предохранительного устройства, перекрывающего трубопровод с газом при возникновения пожара.
Основные технические данные и параметры клапана КТЗ
Рабочее давление: 6 кг/см 2 .
Условный диаметр: 15 – 300 мм.
Температура срабатывания: 80-100 °С.
Материал корпуса клапана: сталь 20.
Рабочее положение КТЗ на трубопроводе: любое.
КТЗ относятся к устройствам одноразового действия и восстановлению не подлежат.
Тип присоединения к трубопроводу:
1. резьбовое соединение: (внутр.-наруж.) (внутр.-внутр.) исполнение КТЗ 001.
2. фланцевый исполнение КТЗ 001-02.
Клапан КТЗ соответствует исполнению УХЛ: категории 3 по ГОСТ 15150-69.
Срок службы КТЗ установленный заводом изготовителем: не менее 10 лет.
Условия транспортирования и хранения: 2 (С) по ГОСТ 15150-69
Изготовитель гарантирует соответствие изготовленных клапанов требованиям ТУ 3742-001-89363468-2010, при соблюдении потребителем условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
Гарантийный срок эксплуатации: 18 месяцев со дня продажи клапана, при соблюдении правил хранения, монтажа и эксплуатации.
Срок службы КТЗ установленный заводом-изготовителем: не менее 10 лет.
Параметры | Марка клапана | |||||||||||
КТЗ 15-0,6 (Вн-Нар) | КТЗ 15-0,6 (Вн-Вн) | КТЗ 20-0,6 (Вн-Нар) | КТЗ 20-0,6 (Вн-Вн) | КТЗ 25-0,6 (Вн-Нар) | КТЗ 25-0,6 (Вн-Вн) | КТЗ 32-0,6 (Вн-Нар) | КТЗ 32-0,6 (Вн-Вн) | КТЗ 40-0,6 (Вн-Нар) | КТЗ 40-0,6 (Вн-Вн) | КТЗ 50-0,6 (Вн-Нар) | КТЗ 50-0,6 (Вн-Вн) | |
Условный проход DN, мм | 15 | 20 | 25 | 32 | 40 | 50 | ||||||
Номинальное давление PN, МПа (кгс/см 2) | 0,6 (6,0) | |||||||||||
Температура срабатывания, °С | 90-98 | |||||||||||
Материал корпуса | Сталь 20 | |||||||||||
Размер под ключ S, мм | 22 | 27 | 36 | 46 | 52 | 56 | ||||||
L, L1 мм | 50 | 50 | 55 | 55 | 73 | 73 | 73 | 73 | 73 | 73 | 80 | 85 |
d, d1 резьба трубная цилиндрическая кл. В | G ½ | G ¾ | G 1 | G 1 ¼ | G 1 ½ | G 2 | ||||||
Масса, кг не более | 0,1 | 0,1 | 0,12 | 0,13 | 0,33 | 0,31 | 0,40 | 0,39 | 0,42 | 0,45 | 0,78 | 0,86 |
Габаритные и
присоединительные и размеры клапана КТЗ
Параметры | Условное обозначение клапана | ||||||
КТЗ-50-02-1,6(Ф) | КТЗ-65-02-1,6(Ф) | КТЗ-80-02-1,6(Ф) | КТЗ-100-02-1,6(Ф) | КТЗ-150-02-1,6(Ф) | КТЗ-200-02-1,6(Ф) | КТЗ-300-02-1,6(Ф) | |
Условный проход DN, mm | 50 | 65 | 80 | 100 | 150 | 200 | 300 |
D1, мм | 160 | 180 | 195 | 215 | 280 | 335 | 460 |
D2, мм | 125 | 145 | 160 | 180 | 240 | 295 | 410 |
d, мм | 18 | 18 | 18 | 18 | 22 | 22 | 26 |
n, шт. | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 | 12 | 12 |
L, мм | 80 | 100 | 120 | 140 | 170 | 170 | 170 |
Потери давления в резьбовых клапанах КТЗ в зависимости от расхода газа
Устройство и принцип работы клапана КТЗ.
Термозапорный клапан КТЗ состоит из корпуса, в полости которого установлен подпружиненный запорный элемент, удерживаемый в открытом состоянии упором с легкоплавкой вставкой. При достижении температуры клапана свыше 90 °С легкоплавкая вставка плавится, запорный элемент освобождается и перекрывает поток газа. Клапан термозапорный является устройством разового срабатывания, многократного использования (ремонтропригоден).
Руководство по монтажу и эксплуатации
При монтаже и эксплуатации необходимо соблюдать «Правила пожарной безопасности ППБ-01-03 и требования ГОСТ 12.2.063-81».
Положение оси установленного клапана в пространстве может быть любое.
Не допускается устанавливать клапаны с температурой срабатывания +93°С в зонах, где температура окружающей среды может подниматься выше +60 °С, а для клапанов с температурой срабатывания +79 °С не выше +50 °С.
Перед установкой необходимо убедиться в том, что клапан находится в открытом положении и не имеет повреждений.
Направление газового потока должно соответствовать стрелке на корпусе клапана. Со стороной входа потока в клапан для фланцевых и межфланцевых КТЗ следует установить специальную термостойкую прокладку, а для резьбовых КТЗ – термостойкую уплотняющую подмотку или термостойкий герметик.
Запрещается подвергать клапан резким механическим воздействиям и ударам.
По окончании монтажных работ, при опрессовке участка трубопровода содержащегося КТЗ, а также при пуске газа, запорную арматуру следует открывать плавно во избежание срыва фиксатора и закрытия клапана из-за возникновения большого перепада давления.
В процессе эксплуатации КТЗ не требует обслуживания.
После срабатывания клапан может быть восстановление в исходное состояние на предприятии-изготовителе. Запрещается использование клапана без паспорта.
Типы клапанов термозапорных
Клапаны термозапорные подразделяют на несколько типов в зависимости от их конструкции и принципа работы. Ниже приведены основные типы клапанов термозапорных:
- Клапаны с восстановлением. Эти клапаны обеспечивают автоматическое восстановление запорной функции после снятия термического воздействия. При нагреве клапан автоматически закрывается, а после остывания снова открывается. Они широко применяются в системах отопления и вентиляции.
- Клапаны с плавным регулированием. Эти клапаны позволяют плавно регулировать температуру и расход жидкости или газа в системе. Они оснащены специальным регулятором, позволяющим изменять положение штока клапана и тем самым контролировать расход вещества. Такие клапаны часто применяются в системах водоснабжения и отопления.
- Клапаны с электронным управлением. Эти клапаны оснащены электроприводом и позволяют управлять процессом открытия и закрытия клапана с помощью сигнала с датчика температуры. Они широко применяются в автоматических системах управления температурой в зданиях и промышленных установках.
При выборе клапана термозапорного необходимо учитывать требования и условия эксплуатации системы, в которой он будет применяться. Оптимальный выбор клапана позволит обеспечить надежную и эффективную работу системы.
Чугунный кран со смазкой под давлением
1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка
Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).
В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.
Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.
Заключение
При покупке термозапорного клапана следует убедиться, не сработал ли механизм отсечки канала, что иногда бывает во время транспортировки. При сложной разводке газа внутри помещения и наличии нескольких потребителей топлива, расположенных в разных частях здания, рекомендуется установка нескольких клапанов запорных на каждую ветвь.
Газобаллонное оборудование для автомобиля, сокращенно — ГБО — новейшее, доступное и эффективное средство экономии топлива авто, увеличения ресурса двигателя и снижения объема выброса вредных веществ в окружающую атмосферу — все в одном флаконе. С каждым годом неблагоприятная обстановка на рынке цен нефти и общее ухудшение качества бензина вызывают устойчивое желание автовладельцев переходить на более экономичные и безвредные для мотора принципы работы. Возможность заправлять сжиженным пропаном и нефтяным газом (метаном) известна с середины XIX века, она появилась одновременно с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания и развивалась параллельно. Но только с конца 70-х годов XX века, газовое оборудование стало по-настоящему востребовано, и появилась развитая инфраструктура заправок и станций технического обслуживания автомобилей.
В общем случае, включает в себя газовый баллон, от которого тянется газовая магистраль, в конце перекрывает мультиклапан. За ним редукторный испаритель переводит газ в рабочее состояние и накапливает порциями в коллекторе и через отдельные форсунки впрыскивает в мотор. Процесс контролирует управляющий блок, связанный с бортовым компьютером (в более продвинутых моделях).
Классификация
На сегодняшний день огромное количество специализированных производителей предлагает широкий ассортимент как на карбюраторные, так и на инжекторные типы моторов любой сложности и конфигурации. Условно все системы разделяют на поколения, у каждого из которых — собственная работа и степень автоматизации регулировки:
Первое поколение — вакуумный принцип дозировки каждой газовой порции. Специальный механический клапан реагирует на разреженность, возникающую во входном коллекторе авто, когда работает двигатель и открывает дорогу газу. Примитивное устройство для несложных карбюраторных систем не имеет никакой обратной связи с электроникой мотора, точной регулировки и других опциональных надстроек.
Редукторы второго поколения уже снабжены простейшими электронными мозгами, которые, связываясь с внутренним датчиком содержания кислорода, воздействуют на простой электромагнитный клапан. Такой принцип работы уже позволяет не просто машине ехать лишь бы как, а регулирует состав газовоздушной смеси, стремясь к оптимальным параметрам. Практичное и все еще широко распространённое устройство среди владельцев карбюраторных автомобилей, но в Европе оно уже запрещено с 1996 года к применению за высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Спрос на представителей переходного достаточно низок. Работа этих высокотехнологичных систем основана на автономном программном обеспечении, создающем собственные топливные карты. Газ подается специальным встроенным инжектором в каждый цилиндр по отдельности. Внутреннее программное оборудование эмулирует работу бензиновых форсунок на собственных аппаратных мощностях. Конструкция оказалась не слишком удачной, слабый процессор блока зависал, вызывая сбои в налаженности работы механизма. Идея затерялась при появлении более нового и проработанного класса ГБО.
Самые распространённые на сегодняшний день редукторы — с разделенным впрыском газовоздушной смеси. Это доведенный до конца проект 3-го поколения, но использующий в программе настройки стандартные бензиновые карты автомобиля, что не утяжеляет нагрузку на вычислительные мощности блока управления. Отдельно идет линейка поколения 4+, разработанная для прямоточных систем непосредственного впрыска топлива прямо в мотор FSI.
Новейшее средство, внедряющееся на рынке авто — 5 поколение. Ключевая особенность принципа действия состоит в том, что газ не испаряется в редукторе, а нагнетается жидким прямо в цилиндры. В остальном это полное соответствие 4 поколению: разделенный впрыск, задействование данных с заводской топливной карты, автоматический режим перехода с газа на бензин и т. д. Из преимуществ еще можно отметить те, что оборудование полностью совместимо с ныне действующими экологическими стандартами и новейшей бортовой диагностикой.