Преимущества светодиодного (LED) освещения
Светодиод или светоизлучающий диод (англ. LED Light-emitting diode) — полупроводниковый прибор, излучающий некогерентный свет при пропускании через него электрического тока. Излучаемый свет лежит в узком диапазоне спектра, его цветовые характеристики зависят от химического состава использованного в нем полупроводника. Считается, что первый светодиод, излучающий свет в видимом диапазоне спектра, был изготовлен в 1962 году в Университете Иллинойса группой, которой руководил Ник Холоньяк.
Производители все больше заменяют светильники, оснащенные традиционными лампами, на приборы со светодиодами. Светодиоды имеют много преимуществ по сравнению с традиционными лампами накаливания.
В первую очередь, светодиодные светильники потребляют гораздо меньше электроэнергии, чем традиционные светильники, что позволяет устанавливать больше ламп при той же потребляемой мощности.
Кроме того, средняя продолжительность «жизни» светодиодов намного превосходит срок службы галогенных ламп – до 100 раз дольше.
Светодиодные светильники также производят очень мало тепла, что позволяет снизить температуру в помещении более чем на 10 градусов.
В итоге, приобретая светодиоды, вы не будете беспокоиться о частой смене ламп из-за неисправности или отказа, исполнители на сцене и публика больше не будут переносить жар, исходящий от прожекторов PAR, а простота установки и мобильность светодиодных светильников значительно увеличиваются за счет более легкого веса и низкого тепловыделения. Кроме того, низкое потребление энергии и незначительное тепловыделение светодиодов делает их более экологичными.
Наконец, стандарт цветового RGB смешивания становится стандартом на большинстве светодиодных светильников, что дает невероятные возможности для получения нескольких миллиардов различных цветов.
RGB смешивание цветов. RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) — аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения. RGB состоит из красного, зеленого и синего, трех основных цветов, используемых для создания миллионов других цветов. Все мы помним, как дети смешивают цвета, чтобы получить новые оттенки. Когда мы загружаем JPEG изображение, мы также смотрим на результат смешивания цветов. Аналогичным образом, телевизоры и компьютерные мониторы используют пиксели для изменения и смешивания цветов и создания изображения, которое вы в результате видите. В светодиодных светильниках, смешение красного, зеленого и синего в разных пропорциях позволяет создавать бесконечные комбинации цветов.
Вот некоторые примеры эффектов, которые могут быть созданы только с одним светодиодным светильником, на примере Chauvet Elan DMX LED:
Генераторы спецэффектов
Дым-машины, генераторы тумана, генераторы пены и мыльных пузырей – это незаменимые помощники при организации развлекательных мероприятий любого формата. Сами по себе они, конечно, не являются световым оборудованием, но именно в сочетании с эффектами тумана или тяжелого дыма сценическое освещение заиграет всеми красками.
Конструкция всех подобных машина схожа: жидкость или порошок, составляющие основу для эффекта, смешиваются с водой и распыляются вентилятором в виде пара, дыма, снега или мыльных пузырей через раструб. Конфетти-машины используют пневматический компрессор для выстреливания бумажного наполнения – конфетти, серпантина и т.д. – на высоту до 15-30 метров.
Управление светом (DMX)
Пульт управления светом и другими DMX-совместимыми устройствами – это, без преувеличения, сердце, мозг и душа всего сценического светового оборудования. Именно DMX-пульт осуществляет управление прожекторами, лазерами, колорченджерами и другой светотехникой, а также синхронизирует их работу с музыкальным сопровождением. Возможности DMX-систем настолько широки, что находят применение и за пределами шоу, концертных программ и дискотек. С помощью систем управления светом организуют необычные сценарии освещения в ресторанах и развлекательных центрах, создают декоративную подсветку в парках и аллеях, в том числе во время массовых мероприятий, выполняют креативную архитектурную подсветку.
Устройства для точечного света (Spot lights)
Точечный свет используется для освещения конкретного человека или области в узком луче, без затрагивания окружающего пространства.
Приборы следящего света – самый известный пример освещения с «жесткими» краями. Они применяются для выделения светом области площадки и для слежения за движущимся объектом. Критерий выбора – величина освещенности на заданном расстоянии от объекта. Подразделяются на:
- Приборы с принудительной вентиляцией.
- Бесшумные приборы. Естественное конвективное охлаждение.
Для того, чтобы выделить светом исполнителя на сцене, приборы наподобие модели Chauvet 400G, например, проецируют очень узкий луч, который оператор легко может перемещать, следуя за артистом.
Прожекторы PAR иногда могут служить для создания точечного света, если они оснащены соответствующими лампами.
Прожекторы с проекционной оптикой позволяют проецировать изображения через трафареты, фотопластины или наборы лезвийных заслонок. Подобные световые приборы, которые используют гобо, также относятся к устройствам точечного света, так как они могут быть использованы для освещения определенной области или проекции конкретного шаблона в определенном месте на стенах, сцене, потолке или полу. Наличие возможности смены диаметра луча без изменения освещенности. Критерии выбора – равномерность освещенности в пятне и чистота края пятна.
Что такое DMX512?
DMX512 (англ. Digital Multiplex) — стандарт, описывающий метод цифровой передачи данных между контроллерами и световым, а также дополнительным, оборудованием. Он описывает электрические характеристики, формат данных, протокол обмена данными и способ подключения. Этот стандарт предназначен для организации взаимодействия на коммуникационном и механическом уровнях между контроллерами и оконечными устройствами, произведенными разными производителями. Версии 1986 и 1990 также описывают требования к кабелям и способам их прокладки в помещении.
Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами, (не путать каналы с приборами, один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Несколько (обычно четное число) работающих одновременно аппаратов, поддерживающих DMX512, позволяют создавать световые картины и элементы оформления самой различной сложности, как внутри помещений, так и снаружи. По одному каналу передаётся один параметр прибора, например в какой цвет окрасить луч, какой рисунок (гобо-трафарет) выбрать, или на какой угол повернуть зеркало по горизонтали в данный момент, то есть куда будет попадать луч. Каждый прибор имеет определенное количество управляемых дистанционно параметров и занимает соответствующее количество каналов в пространстве DMX512.
Протокол DMX512 имеет ряд преимуществ и недостатков, но он получил большое распространение и сейчас де-факто является главным стандартом создания большинства светотехнических систем. Он отличается простотой, привлекательной для производителей устройств, поддерживающих этот стандарт, и универсальностью при его использовании, что положительно оценивается пользователем.
DMX и не DMX осветительные приборы
Независимо от того, в какую категорию попадает осветительный прибор, светильники также классифицируются на DMX и не DMX.
Не DMX светильники, как правило, реагируют на звук через встроенный микрофон. Многие из приборов также имеют автоматические настройки для работы без звука или при недостаточной его громкости. Световые приборы этой категории часто изготавливаются для работы в течении определенного периода времени, прежде чем они отключатся (т.н. рабочий цикл), что приводит к необходимости использования нескольких приборов для создания непрерывного шоу. Примеры не DMX светильников: Beam effects (луч-эффекты), Flower effects (цветочные эффекты), GOBO(гобо) проекторы.
DMX осветительные приборы относятся к интеллектуальному классу оборудования или по другому – «intelligent lights». Эти приборы могут управляться с помощью DMX512 консолей или интерфейсов. Контроллер DMX (см. статью о контроллерах) позволяет программно управлять устройством удаленно, идеально подходит для труднодоступных мест. Светильники, которые подпадают под эту категорию, как правило, не имеют рабочего цикла и стоят дороже, чем не-DMX приборы, но предлагают больше возможностей для световых эффектов. Примеры DMX светильников: «вращающиеся головы» и сканеры.
PAR прожекторы
PAR (Parabolic aluminized reflector, параболический алюминиевый рефлектор или «парблайзер»), — безлинзовый прожектор в алюминиевом корпусе с нерегулируемым углом светового потока, использующий в качестве источника света лампу — фару (источник света, конструктивно напоминающий автомобильную фару и сочетающий в одном корпусе галогеновую лампу, отражатель и стеклянный рассеиватель). Основными достоинствами прибора являются незначительный вес, простота использования и низкая стоимость, как следствие, возможность применять большие массивы прожекторов для освещения различных сцен и создания разнообразных световых композиций.
Эти приборы являются ключевыми для освещения сцены и обычно используются в больших количествах, чтобы точно выделить исполнителей и области освещения в любой момент времени, при этом они не будут давать единичный луч с жестко очерченными краями.
Различают 4 типа применяемых в прожекторе ламп — с очень узким (VNSP), узким (NSP), средним (MFL) и широким углом (WFL) раскрытия луча. Основная задача прожекторов с широким (flood) раскрытием луча – заливка светом сценического пространства; прожекторов с узким (spot) раскрытием луча – динамические эффекты (например, узкие лучи, проявляющиеся в искусственном тумане).
Различаются PAR прожекторы диаметром (PAR 16, PAR 30(3,75″), ,PAR 38(4,75″) PAR 46(5,75″), PAR 56 (7″), PAR 64(8″)) и мощностью применяемых в них ламп (100, 200, 250, 300, 500, 1000 Вт).
Лазеры
Лазерные прожекторы позволяют создавать неповторимые спецэффекты – рисовать анимационные фигуры, создавать эффект «звёздных войн» в помещении, запускать бегущую строку или просто пускать эффектные лазерные лучи всех мыслимых оттенков и конфигураций. Особенность лазерных лучей – они практически не рассеиваются, из-за чего при взгляде сбоку их почти не видно. Это позволяет рисовать на стенах или на полу эффектные анимации, не «загромождая» пространство пучками света, как это делает прожектор. С другой стороны, комбинируя лазеры с генераторами дыма или тумана, лучи можно сделать видимыми, что тоже весьма зрелищно.