Коммутирующая аппаратура
Для пуска вращения обмоток используется плата либо реле. Чтобы начать разбираться с вопросом, как проверить обмотку электродвигателя, нужно расцепить подводящую цепь. Через неё могут «звониться» элементы платы управления, что внесет ошибку в измерения. При откинутых проводах можно измерить поступающее напряжение, чтобы быть уверенным в исправности электронной схемы.
В двигателях бытовой техники часто применяется конструкция с пусковой обмоткой, сопротивление которой превышает значение рабочей индуктивности. При замерах учитывают тот факт, что могут присутствовать токосъемные щётки. В месте контакта с ротором часто появляется нагар, очистив его, нужно восстановить надежность прилегания щеток во время вращения.
В стиральных машинках применяются малогабаритные двигатели с одной рабочей обмоткой. Вся суть диагностики сводится к замерам её сопротивления. Ток замеряется реже, но по снятию характеристик на разных оборотах можно сделать выводы об исправности мотора.
Способы управления асинхронным двигателем
Под управлением асинхронным двигателем переменного тока понимается изменение частоты вращения ротора. Существуют следующие способы управления асинхронным двигателем:
реостатный – изменение частоты вращения АД с фазным ротором путём изменения сопротивления реостата в цепи ротора,
частотный – изменение частоты вращения АД путём изменения частоты тока в питающей сети, что влечёт за собой изменение частоты вращения поля статора. Применяется включение двигателя через частотный преобразователь,
переключением обмоток со схемы «звезда» на схему «треугольник» в процессе пуска двигателя, что даёт снижение пусковых токов в обмотках примерно в три раза;
импульсный – подачей напряжения питания специального вида (например, пилообразного),
изменением числа пар полюсов, если такое переключение предусмотрено конструктивно,
изменением амплитуды питающего напряжения, когда изменяется только амплитуда (или действующее значение) управляющего напряжения. Тогда векторы напряжений управления и возбуждения остаются перпендикулярны,
Фазовое управление характерно тем, что изменение частоты вращения ротора достигается путём изменения сдвига фаз между векторами напряжений возбуждения и управления,
Амплитудно-фазовый способ включает в себя оба предыдущих способа.
Трехфазный двигатель с магнитным пускателем
Подключение трехфазного двигателя с помощью магнитного пускателя, осуществляется также, как и через автоматический выключатель. Просто эта схема дополняется блоком включения и выключения с соответствующими кнопками ПУСК и СТОП.
Одна нормально замкнутая фаза, подключенная к двигателю, соединяется с кнопкой ПУСК. Во время нажатия происходит смыкание контактов, после чего ток поступает к двигателю. Однако, следует учесть, что в случае отпускания кнопки ПУСК, контакты окажутся разомкнутыми и питание поступать не будет. Чтобы не допустить этого, магнитный пускатель оборудуется еще одним дополнительным контактным разъемом, так называемым контактом самоподхвата. Он выполняет функцию блокировочного элемента и препятствует разрыву цепи при выключенной кнопке ПУСК. Окончательно разъединить цепь можно только с помощью кнопки СТОП.
Таким образом, подключение трехфазного двигателя к трехфазной сети может быть выполнено различными способами. Каждый из них выбирается в соответствии с моделью агрегата и конкретными условиями эксплуатации.
Как подключить трех фазный двигатель в сеть переменного тока напряжением в 220 В – спросите вы. Ведь на самом двигателе 3 фазы а сеть имеет 2 провода. Давай попробуем с этим разобраться.
Внешний вид асинхронного двигателя
Асинхронными двигателями
они называются потому что у них отличаются частоты вращения магнитного поля статора и ротора. Получается что ротор пытается догнать или сравнять эти частоты. Таким образом и происходит вращение.
Схема соединения обмоток статора асинхронного двигателя
Обмотки статора, которых там 3 штуки имеют 2 способа подключения:
- соединение в звезду;
- соединение в треугольник.
На крышке двигателя имеются выводы которые обозначаються как C1-C6. C1-C3 это концы обмоток, а C4-C6 это их начала. Как осущствляеться подсоединение обмоток в ту или иную конйигурация показано на рисунках ниже.
Как работает асинхронный двигатель
Принцип действия таких двигателей основан на всеми известным законом электромагнитной индукции. Статор двигателя имеет 3 обмотки на них поочередно подается напряжение. В обмотках возникает электрический ток который также поочередно появляется в этих обмотках.
Электрический ток как известно создает “вокруг” себя переменное магнитное поле. А по закону электромагнитной индукции переменное магнитное поле наводит в металле электрический ток. В результате в обмотке ротора наводится электрический ток. Данный ток создает свое магнитное поле которое взаимодействует с магнитным полем статора. Получается своего рода аналог двух магнитов которые взаимодействуют с собой. Как отталкиваются и притягиваются магниты, объяснять думаю не стоит.
В роторе не подводиться электрический ток – это стоит понимать. Обмотки ротора замыкаются между собой при помощи блока переменных сопротивлений. Переменное сопротивление используется в этом случае для регулировки частоты вращения двигателя. Изменяя при помощи него ток ротора меняется сила взаимодействия ротора и статора.
Схема подключения асинхронного двигателя в сеть 220В
Для того чтобы подключить асинхронный двигатель нам нужно два вывода обмотки соеденить через конденсатор между собой и сделать вывод. При подсоединении нашего асинхронника к сети 220В по схеме представленной выше, выдаваимая им мощность будет составлять 0.7 от номинальной. Это происходит потому что мы присоединяем 3-х вахный двигатель в одно вазную сеть. Для расчета емкости можно использовать приближенную формулу.
Обновлено: 14.11.2017
103583
В чем разница подключений типа звезда и треугольник?
Принципиальная разница между звездочкой и треугольным соединением заключается в том, что при использовании одной питающей электрической сети имеется возможность создавать разные параметры напряжения на подсоединяемом устройстве.
Чаще всего применяется объединение обмоточных элементов по типу звезды. Это оправдано щадящими условиями последующей эксплуатации электрического приводного механизма либо трансформаторного устройства.Использование типа соединения по треугольному принципу оправдано в случаях включения в трехфазную сеть механизмов внушительной мощности, имеющих большие пусковые токи.
Таким образом, к основным достоинствам соединения обмоточных элементовпо типу звезды можно отнести следующие свойства данного типа коммутации:
- снижение мощностной характеристики в целях повышения надежности эксплуатируемого оборудования;
- устойчивость и стабильность режима безостановочной работы привода;
- возможность плавного запуска электрического приводного механизма;
- возможность выдерживания кратковременной перегрузки;
- отсутствие перегрева корпуса оборудования.
Важно! Некоторое электромеханическое и электротехническое оборудование имеет в своей сборке внутреннее соединение концов обмоток в звездочку. Такие устройства не предназначены для эксплуатации при иных способах соединения обмоток
Для подключения к электрической сети у них имеется просто три вывода, представляющих собой начала обмоток. Описанное оборудование является простым в монтаже, который, в свою очередь, не требует особых электромонтажных навыков.
В то же время у соединения обмоток по типу треугольника можно выделить следующие преимущества:
- повышение мощностной характеристики;
- применение пускового реостата;
- больший вращающий момент электропривода;
- увеличенные тяговые параметры.
Реализация части управления
Включать и выключать эти три контактора можно разными способами, вот несколько:
- Три тумблера. Самый простой и дешевый способ. А что? Главное соблюсти алгоритм!
- Специальный переключатель 0 – Y – Δ. Его можно купить или собрать самостоятельно, из любого галетного или кулачкового, типа ПКП.
- Релейная схема с таймером. Её рассмотрим ниже.
- Управление от специализированного реле. Это отдельная статья, следите за новостями.
- Управление от универсального контроллера (PLC). Тут рассматривать нечего – это тот же 1 или 2 вариант, только управляет не человек, а программа.
Слаботочная часть может быть вообще гальванически развязана от силовой, например через трансформатор 380 /110 В или блок питания 220 / 24 VDC. Более того, вообще питаться от аккумулятора 12 В. Главное, чтобы напряжение катушек пускателей соответствовало. Что такое гальваническая развязка и почему она безопасна – читайте про систему заземления IT.
Короче, вот простейшая схема:
Схема управления “Звезда-Треугольник” с реле времени. Простейшая теоретическая
Что такое КМ1, КМ2, КМ3, вы уже знаете, а вот КА1 – это реле времени с задержкой при включении. Реле может быть любым, хоть электронным, хоть пневматическим типа ПВЛ. Главное, чтобы контакты переключались из исходного состояния через время задержки после подачи питания на КА1.
Подавать питание на схему (запускать двигатель) можно любыми способами – хоть тумблером, хоть через классическую схему с самоподхватом.
Минус такой схемы – есть опасность конфликта между КМ2 и КМ3. Поэтому я не очень люблю такую схему, т.к. она работает “на грани”, и её безаварийность очень зависит от механики и конструкции контакторов. Из-за этого могут подгорать контакты, а может и выбивать вводной автомат. Поэтому обязательно необходима блокировка (электрическая и желательно механическая):
Практическая схема “Звезда-треугольник” с блокировкой
Блокировка реализована на НЗ контактах, подробно об этом и не только в статье про подключение двигателя при помощи магнитного пускателя. Между катушками показана механическая блокировка, не путать со схемой “Треугольник”!
Это реальная схема, можно её применять. Если что не понятно – спрашивайте.
Да, ещё замечание. Иногда включение питания общего контактора КМ1 реализуют не напрямую, а через НО контакт “Звезды” КМ2, затем КМ1 становится на самоподхват через свой НО контакт. Это необходимо для дополнительной проверки работоспособности реле времени КА1.
Выбор расположения фаз двигателя – соединение обмоток звезда/треугольник
Для подключения обмоток статора асинхронного двигателя к сети необходимо соединение звездой или треугольником.
Чтобы двигатель был соединен звездой, все фазные концы (C4, C5, C6) должны быть электрически соединены в одной точке, а все фазные концы (C1, C2, C3) должны быть подключены к фазам сети. Правильное соединение фазных концов двигателя в звезду показано на рис. 1, а.
В случае соединения треугольником начало первой фазы соединяется с концом второй фазы, начало второй фазы – с концом третьей фазы, а начало третьей фазы – с концом первой фазы. Точки подключения обмоток подключаются к трем фазам сети. На рисунке 1, b показано правильное соединение фазных концов двигателя в соответствии с треугольным расположением.
Рисунок 1: Схемы подключения трехфазного асинхронного электродвигателя к сети: a – фазы соединены звездой, b – фазы соединены треугольником
Соединение фаз двигателя звездой
Рис. 2. Соединение фаз двигателя в треугольник
Рис. 3. Соединение обмоток двигателя звездой и треугольником
Еще один пример соединения обмоток двигателя по схеме “звезда-треугольник”:
Данные таблицы 1 можно использовать для выбора схемы подключения фаз трехфазного асинхронного электродвигателя.
Таблица 1: Выбор схемы подключения обмотки
Напряжение электродвигателя, В | Напряжение питания, В | |
380/220 | 660/380 | |
380/220 | звезда | – |
660/380 | дельта | звезда |
Как видно из таблицы, обмотки асинхронного двигателя 380/220 В переменного тока могут быть соединены звездой только при подключении двигателя к цепи сетевого напряжения 380 В! Не используйте соединение треугольником при подключении фаз данного двигателя. Неправильное подключение обмотки может привести к разрушению двигателя во время работы.
Соединение треугольником предназначено для двигателей 660/380 В, подключенных к линиям 660 В и фазам 380 В. В этом случае обмотки двигателя могут быть соединены как в звезду, так и в треугольник.
Эти двигатели могут быть подключены к сети с помощью пускателя “звезда-треугольник” (рисунок 4). Это решение позволяет снизить пусковой ток трехфазного асинхронного короткозамкнутого двигателя большой мощности. Сначала обмотки двигателя соединяются в звезду (при нижнем положении ножей переключателя), затем, когда ротор двигателя достигает номинальной скорости, обмотки двигателя переключаются в схему треугольника (ножи переключателя в верхнем положении).
Рисунок 4: Схема включения трехфазного электродвигателя в цепь треугольника с использованием фазовращателя звезда-треугольник
Рисунок 5: Соединение звезда-треугольник
Пусковой ток уменьшается при переключении обмоток двигателя со звезды на треугольник, поскольку вместо схемы треугольника (660 В) каждая обмотка двигателя переключается на 380 В при в 1,73 раза меньшем напряжении. Это снижает потребляемый ток в 3 раза. Мощность, развиваемая двигателем при запуске, также снижается в 3 раза.
Однако из-за этого такие схемные решения могут использоваться только для двигателей с номиналом 660/380 В и подключенных к сети такого же напряжения. Если вы попытаетесь запустить двигатель 380/220 В этим методом, двигатель выйдет из строя, поскольку его нельзя включить в цепь треугольника.
Номинальное напряжение электродвигателя можно прочитать на его корпусе, где на металлической пластине расположена его заводская табличка.
Для изменения направления вращения электродвигателя достаточно поменять местами любые две фазы сети, независимо от схемы подключения (рис. 6). Для изменения направления вращения асинхронного электродвигателя используются ручные (реверсивные выключатели, пакетные переключатели) или дистанционные (реверсивные электромагнитные пускатели) электрические устройства управления. Трехфазный асинхронный электродвигатель подключается к сети через реверсивный выключатель, как показано на рис. 7. 7.
Рис. 6. Трехфазный асинхронный двигатель с реверсивным выключателем
Рис. 7. Схема подключения трехфазного асинхронного двигателя к сети с реверсивным выключателем
При включении пускателя KZ нормально замкнутые контакты контакта KZ отключают цепи катушки пускателя K2 (предотвращение непреднамеренного пуска). Замыкающий контакт в цепи питания электромагнита стартера K1 замыкается.
Что такое – соединение звездой и треугольником
Подключение двигателя с обмоткой представляет собой последовательное соединение проводов в трехфазной электросети. Результатом обмотки становится получение замкнутой электрической сети.
Структура подключения проводов – это удобные варианты обмотки, применяемые для электродвигателей, трансформаторов и другого электрооборудования.
Принцип работы схемы
Электродвигатель представлен рабочими обмотками. Каждый из них имеет начальную, а также конечную точку, то есть у них есть начало и конец. Концы всех элементов соединяют в одну общую точку, которой дают название «нейтральной».
Особенности обмотки звездой:
- безостановочная работа двигателя, благодаря устойчивому длительному режиму подключения;
- надежность и долговечность, благодаря снижению мощности оборудования;
- наличие плавного пуска;
- отсутствие перегрева корпуса в процессе эксплуатации.
Если для оборудования характерно выведение на колодку только 3 проводов, то соединить можно самостоятельно, не прибегая к услугам грамотных специалистов.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность “Экономика предприятия”
Треугольник представляет собой последовательное соединение начала с концом обмотки провода, затем конца с началом следующего участка. По аналогии соединяют другие провода, итогом становится обмотка фазы, которая замыкает электрическую цепь. Соединение в виде треугольника каждой из обмоток предполагает наличие напряжения, равного 220 или 380 В.
Основные свойства треугольника:
- возможность увеличить мощность электрооборудования до предельных значений;
- возможность дополнительно использовать пусковой реостат;
- повышение вращающегося момента;
- наличие больших тяговых усилий.
Следует заметить, что при использовании этой схемы длительная работа двигателя заставляет его сильнее нагреваться.
Сферы применения
О вариантах создания замкнутой электрической сети больше могут рассказать профессиональные электрики. Типы соединений используют в электродвигателях, генераторах, силовых трансформаторах, любых устройствах, связанных с подачей электрического тока.
Как определить тип соединения
Самый простой способ определения типа организации – это подсчет проводов. Если от двигателя выходит только 3 провода, то использована схема звезда. Треугольник чаще монтируют таким образом, чтобы вывести 6 проводов. Кроме того, схемы полностью повторяют очертания фигур, по которым даны названия.
Плюсы и минусы соединений при подключении двигателя
Чтобы подключить трехфазный асинхронный электродвигатель, необходимо понять, к какой группе он относится. При использовании двигателя с показателями от 220 до 380 В применяют обмотку треугольником. Если граница выше 380 В, то применяют обмотку звездой.
Как снизить пусковые токи электродвигателя?
Явление значительного повышения пусковых токов при запуске высокомощных устройств, подсоединенных по схеме Δ, приводит в сетях с перегрузкой к кратковременному падению напряжения ниже допустимого значения. Все это объясняется особой конструкцией асинхронного электродвигателя, у которого ротор с большой массой обладает высокой инерционностью. Поэтому на начальном этапе работы мотор перегружается, особенно это актуально для роторов центробежных насосов, турбинных компрессоров, вентиляторов, станочного оборудования.
Чтобы снизить влияние всех этих электротехнических процессов, используют подключение электродвигателя «звездой» и «треугольником». Когда двигатель набирает обороты, ножи специального переключателя (пускателя с несколькими трехфазными контакторами) переводит обмотки статора со схемы Y на Δ.
Для реализации смены режимов кроме пускателя нужно специальное реле времени, благодаря которому происходит временная задержка 50-100 мс при переключении и защита от трехфазного короткого замыкания.
Сама процедура использования комбинированной схемы Y/ Δ эффективно помогает уменьшить пусковые токи мощных трехфазных агрегатов. Происходит это следующим образом:
При подаче напряжения 660 В по схеме «треугольник», каждая обмотка статора получает 380 В (√3 раза меньше), а, следовательно, по закону Ома, в 3 раза уменьшается сила тока. Поэтому при запуске в свою очередь в 3 раза снижается мощность.
Но такие переключения возможны только для моторов с номинальным напряжением 660/380 В при включении их в сеть с такими же значениями напряжения.
Опасно подключать электродвигатель с номинальным напряжением 380/220 В в сеть 660/380 В, его обмотки могут быстро перегореть.
И также помните, что вышеописанные переключения недопустимо применять для электромоторов, у которых на валу размещена нагрузка без инерции, к примеру, вес лебедки или сопротивление поршневого компрессора.
Для такого оборудования устанавливают специальные трехфазные электрические двигатели с фазным ротором, где реостаты уменьшают значение токов при пуске.
Чтобы изменить направление вращения электромотора, необходимо сменить местами две любые фазы сети при любом типе подключения.
Для этих целей при эксплуатации асинхронного электродвигателя применяют специальные электроаппараты ручного управления, к которым относятся реверсивные рубильники и пакетные переключатели или более модернизированные приборы дистанционного управления — реверсивные электромагнитные пускатели (рубильники).
Переключение с треугольника в звезду
Известно, что недогруженные электродвигатели работают с очень низким коэффициентом мощности cos φ
. Поэтому рекомендуется недогруженные электродвигатели заменять менее мощными. Если, однако, выполнить замену нельзя, а запас мощности велик, то не исключено повышение cos φ
. Нужно при этом измерить ток в цепи статора и убедиться в том, что он при соединении в звезду не превышает при нагрузке номинального тока; в противном случае электродвигатель перегреется.
1 Активная мощность измеряется в ваттах (Вт), реактивная – в вольт-амперах реактивных (вар), полная – в вольт-амперах (В×А). Величины в 1000 раз большие соответственно называют киловатт (кВт), киловар (квар), киловольт-ампер (кВ×А). 2 Вращающий момент электродвигателя пропорционален квадрату напряжения. Следовательно, при снижении напряжения на 20% вращающий момент снижается не на 20, а на 36% (1² – 0,82² = 0,36).
Питание асинхронного электродвигателя происходит от трехфазной сети с переменным напряжением. Такой двигатель, при простой схеме подключения, оснащен тремя обмотками, расположенными на статоре. Каждая обмотка имеет сдвиг друг относительно друга на угол 120 градусов. Сдвиг на такой угол предназначен для создания вращения магнитного поля.
Концы фазных обмоток электродвигателя выведены на специальную «колодку». Выполнено это с целью удобства соединения. В электротехнике используют основных 2 метода подключения асинхронных электродвигателей: методом соединения «треугольника» и метод «звезды». При соединении концов применяют специально предназначенные для этого перемычки.
В чем различия этих соединений
Разница между этими способами заключается в условиях пуска, рабочей мощности подключенного двигателя. При соединении клемм электродвигателя типа «звезда» весь процесс работы проходит более плавно, мягко. Однако техника не способна выйти на максимальную рабочую мощность, заявленную сопутствующей документацией. Также при больших пусковых нагрузках такой способ подключения способен повредить силовой агрегат.
Соединение «треугольник» для электродвигателя является возможностью достижения наивысшего показателя КПД. Агрегат развивает максимальную мощность, указанную в документации. Отрицательным моментом являются большие пусковые токи. Для повышения плавности запуска в данном варианте применяется пусковой реостат, позволяющий компенсировать этот недостаток «треугольника».
Исходя из типа подключения, мощность агрегата меняется втрое. Если выполняется включение модели, рассчитанной на работу со «звездой» при 380В, необходимо соблюдать именно «звездную» схему. После переключения его на «треугольник» мощность возрастет втрое, вероятность перегорания агрегата практически равна 100%. Однако при обратной ситуации у двигателя просто втрое упадет мощность.
Именно второй вариант применяется в системах запуска электродвигателей. При пуске токовая величина в несколько раз превышает номинальную (показатель может быть кратным 8). Это крайне негативно влияет на состояние сети, а также способно сильно сократить эксплуатационный период подключенного оборудования.
Подключение звезда и треугольник — в чем разница
Для работы электрического прибора, двигателя, трансформатора в трехфазной сети необходимо соединить обмотки по определенной схеме. Наиболее распространенными схемами соединения являются треугольник и звезда, хотя могут применяться и другие способы соединения.
Что представляет собой соединение обмоток звездой?
Трехфазный двигатель или трансформатор имеет 3 рабочих, независимых друг от друга обмоток. Каждая обмотка имеет два вывода — начало и конец. Соединение «звезда» подразумевает собой, что все концы трех обмоток соединяются в один узел, часто называемый нулевой точкой.
Отсюда выходит и понятие — нулевая точка.
Начало каждой обмотки соединяются непосредственна с фазами питающей сети. Соответственно начало каждой обмотки соединяется с одной из фаз А, В, С.
Между любыми двумя началами обмоток прилаживается фазное напряжение питающей сети, зачастую 380 или 660 В.
Что представляет собой соединение обмоток в треугольник?
Соединение обмоток в треугольник заключается в соединении конца каждой обмотки с началом следующей. Конец первой обмотки, соединяется с началом второй. Конец второй — с начало третей.
Конец третей обмотки создает электрический контур, поскольку замыкает электрическую цепь.
При таком соединении к каждой обмотки прилаживается линейное напряжение, обычно равное 220 или 380 В.
Такое соединение физически реализуется с помощью металлических перемычек, которые должны быть предусмотрены заводской комплектацией электрического оборудования.
Разница между соединением обмотки в треугольник и звезду
Основная разница заключается в том, что, используя одну питающую сеть, можно достигать разных параметров электрического напряжения и тока в приборе или аппарате. Конечно, данные способы соединения отличаются реализацией, но важна именно физическая составляющая отличия.
Наиболее часто применяется соединение обмоток в звезду, что объясняется щадящим режимом для электрического привода или трансформатора. При соединении обмоток в звезду, ток протекающий по обмоткам имеет меньшие значение нежели при соединении в треугольник. В тот момент, как напряжение больше на величину корня из 1,4.
Применение способа соединения треугольник, зачастую используется в случаях мощных механизмов и больших пусковых нагрузок.
Имея большие показатели тока, протекающего по обмотки, двигатель получает большие показатели ЕДС самоиндукции, что в свою очередь гарантирует больший вращающий момент.
Важно
Имея большие пусковые нагрузки и одновременно используя схему соединения звезда, можно нанести урон двигателю. Это связано с тем, что двигатель имеет меньшие значение тока, что приводит к меньшим показателям величины вращающегося момента.
Момент пуска такого двигателя и выход его на номинальные параметры может быть продолжительным, что может привести к тепловому воздействию тока, которые во время коммутации может превышать номиналы тока в 7-10 раз.
Преимущества соединения обмоток в звезду
Основные преимущества соединения обмоток в звезду заключаются в следующем:
- Понижения мощности оборудования с целью повышения надежности.
- Устойчивый режим работы.
- Для электрического привода такое соединение дает возможность плавного пуска.
Некоторое электрическое оборудование, которое не предназначены для работы на других способах соединения, имеет внутренне соединение концов обмоток. На клеммник выводится лишь три вывода, которые представляют собой начало обмоток. Такое оборудование легче в подключении и может монтироваться в отсутствии грамотных специалистов.
Основными преимуществами соединения обмоток в треугольник являются:
- Повышения мощности оборудования.
- Меньшие пусковые токи.
- Большой вращающийся момент.
- Увеличенные тяговые свойства.
Оборудование с возможностью переключения типа соединения со звезды на треугольник
Зачастую электрическое оборудование имеет возможность работать как на звезде, так и на треугольнике. Каждый пользователь должен самостоятельно определить необходимость соединения обмоток в звезду или треугольник.
В особо мощных и сложных механизмах, может применяться электрическая схема с комбинированием треугольника и звезды. В таком случае, в момент пуска, обмотки электрического двигателя соединяются в треугольник.
После выхода двигателя на номинальные показатели, с помощью релейно-контакторной схемы треугольник переключается на звезду.
Таким способом достигается максимальная надежность и продуктивность электрической машины, без риска нанести ей урон или вывести её из строя.
Посмотрите так-же интересное видео на эту тему:
Подключение двигателя звездой или треугольником
После рассмотрения схем соединения обмоток трансформатора, важно не запутаться с напряжениями и токами применительно к асинхронным трехфазным двигателям, подключенным звездой или треугольником. Поэтому лучше сразу абстрагироваться от предыдущих схем
Начать рассмотрения особенностей подключения асинхронного двигателя нужно с его паспортных данных:
Номинальная мощность | Pном, кВт |
Номинальное напряжение (треугольник/звезда) | Uном, В |
Номинальная частота тока | f, Гц |
Номинальная частота вращения | nном, об/мин |
Номинальный КПД | ηном, % |
Номинальный коэффициент мощности | cosφном, д.е. |
Кратность максимального момента | Ммакс/Мном |
Кратность пускового момента | Мпуск/Мном |
И здесь нас интересует номинальное напряжение трехфазного источника электроэнергии, к которому подключается асинхронный двигатель при разном способе соединения фаз обмотки статора.
Если обратить внимание на приведенную выше табличку на корпусе двигателя, то 220/380 В означает, что при соединении фаз обмотки способом «звезда» двигатель подключается к трехфазному источнику напряжением 380 В, а при соединении «треугольником» — 220 В. И здесь главное не запутаться и все правильно понять
220 Вольт указанные на табличке — это линейное напряжение, а не фазное из розетки. Поэтому такой двигатель нельзя соединять треугольником к трем фазам с линейным напряжением 380 Вольт, которое имеется повсеместно. Необходимо именно линейное напряжение 220 Вольт, которому соответствует фазное напряжение 127 Вольт. При этом, если имеется линейное напряжение 220 Вольт, то рассмотренный выше двигатель можно подключить по схеме звезда, но его мощность упадет в три раза. И дальше мы этот факт подробно разберем.
При соединении обмоток двигателя в звезду линейные токи I и фазные токи Iф равны, а между фазными и линейными напряжениями существует соотношение U = √3 × Uф, откуда Uф = U / √3. Соответственно получим следующие формулы определения мощности:
- Полная S = 3 × Sф = 3 × (U / √3) × I = √3 × U × I.
- Активная P = √3 × U × I × cos φ;
- Реактивная Q = √3 × U × I × sin φ.
При соединении обмоток двигателя в треугольник линейные напряжения U и фазные напряжения Uф равны, а между фазными и линейными токами существует соотношение I = √3 × Iф, откуда Iф = I / √3. Соответственно получим следующие формулы определения мощности:
- Полная S = 3 × Sф = 3 × U × (I / √3) = √3 × U × I.
- Активная P = √3 × U × I × cos φ.
- Реактивная Q = √3 × U × I × sin φ.
Как видно формулы определения мощности при разных способах соединения обмоток одинаковые. И может показаться, что никакой разницы в мощности между звездой и треугольником нет. Так откуда взялось упоминавшееся выше падение мощности в три раза. Весь секрет кроется в соотношениях напряжения и силы тока. И для наглядности просчитаем мощности для уже рассмотренного асинхронного двигателя с маркировкой на табличке треугольник/звезда (220/380 В, 8,3/4,8 А).
Сначала нам нужно подключить обмотки двигателя по схеме треугольник. Для этого потребуется линейное напряжение 220 Вольт. Рассчитаем полную мощность:
Sтреугольник = √3 × U × I = √3 × 220 × 8,3 = 3163 В×А.
Теперь подключим обмотки по схеме звезда. Линейное напряжение остается прежним 220 Вольт
И здесь важно понимать, что по сравнению с указанными на табличке 380 Вольтами для звезды, при линейном напряжении 220 Вольт на каждую фазную обмотку придется в 1,73 (√3) раза более низкое напряжение. Более низкое напряжение приведет к тому, что ток в обмотках уменьшится в 1,73 раза
Соответственно при расчете силу тока 4,8 А нужно будет разделить на √3. Теперь рассчитаем полную мощность:
Sзвезда = √3 × U × I/√3 = √3 × 220 × 4,8/√3 = 1056 В×А.
Как видно из примера, при пересоединении электродвигателя с треугольника в звезду и питании его от той же электросети мощность, развиваемая электродвигателем, снижается в 3 раза. И наоборот, если электродвигатель переключить со звезды в треугольник, мощность резко возрастает, но при этом электродвигатель, если он не предназначен для работы при данном напряжении и соединении в треугольник, быстро выйдет из строя. Для того чтобы добиться одинаковой мощности, линейное напряжение при подключении звездой должно быть в √3 раз больше линейного напряжения, рассчитанного для треугольника, что и указывается в паспортных данных электродвигателя.