Как устроить септик из покрышек своими руками: пошаговая инструкция

Септик или выгребная яма ↑

Вопрос обустройства канализации и отведения сточных вод владельцы загородных домов, предназначенных для сезонного проживания, решают по-разному. Одни выкапывают выгребные ямы, вторые – приобретают готовые пластиковые септики заводского образца, третьи – обустраивают систему, используя подручные средства:

  • кирпичи;
  • железные бочки;
  • бетонные кольца;
  • автомобильные покрышки.

Выгребная яма представляет собой заглубленный на 2-2,5 метра «колодец»

Дно «колодца» выложено из щебня, выполняющего фильтрационную функцию, а стенки – препятствуют попаданию стоков в верхние почвенные слои.

Некоторые ошибочно полагают, что септик является аналогом выгребной ямы. На самом деле он представляет собой более современный и модернизированный вид канализации, который обеспечивает гораздо большую эффективность. Выгребная яма состоит из одного резервуара, где скапливаются стоки, а септик из расположенных друг за другом двух-трех емкостей.

Септик состоит из нескольких связанных между собой резервуаров

Поступающие по идущим от дома канализационным трубам сточные воды сначала попадают в первый «накопительный» резервуар, основная функция которого – осуществлять первичную очистку и переработку бактериями. Очищенные от крупных частиц стоки поступают во второй резервуар, чуть меньшего объема, где также очищаются бактериями. В результате такой переработки до 90% от объема поступаемой в септик жидкости на выходе имеет вид очищенной воды.

Сооружение очистного септика своими руками ↑

Технология возведения простейшего очистного сооружения из автопокрышек не намного отличается от описанной выше процедуры.

Строительство септика из шин выполняют в несколько этапов:

  1. Вырывают котлован глубиной 2-2,5м.
  2. Дно котлована устилают щебеночной «подушкой» толщиной 30-40 см.
  3. Выстраивают «колодец», выложив друг на друга 8-10 шин одинакового диаметра.
  4. У выложенных покрышек срезают лобзиком внутренние обода.
  5. Внутри шахты устанавливают бетонную трубу диаметром в 2 раза меньше размера «колодца», верхний торец которой оснащен фильтрующей сеткой.
  6. Заполняют землей пустоты между наружной стороной покрышек и внутренними стенками котлована, максимально утрамбовывая грунт.
  7. Устанавливают патрубок для обустройства вентиляции.
  8. Верхнюю шину конструкции прикрывают защитной крышкой.

Длина бетонной трубы должна быть такой, чтобы при установке ее в вертикальном положении, верхний торец располагался на 10-15 см ниже края последней покрышки. Это необходимо для того, чтобы труба «забирала» стоки не с поверхности, а из толщи отстоявшихся вод.

Видео: трехкамерный септик из покрышек от грузовых машин ↑

Верх септика можно задекорировать, соорудив импровизированный цветник из влаголюбивых растений, корни которых будут впитывать излишки воды

Пестрые цветы отвлекут внимание от крышки малоприглядного сооружения, широкая листва декоративнолиственных растений скроет выступающие над поверхностью борта конструкции

Рекомендации опытных хозяев ↑

И напоследок несколько простых советов, которые помогут предупредить возникновение трудностей и неприятностей при эксплуатации сделанной собственными руками канализации:

  1. Канализацию из покрышек в частном доме лучше сооружать с подветренной стороны дома. Это позволит оградить жильцов дома от неприятных запахов, источаемых содержимым выгребной ямы.
  2. Копая котлован, периодически проверяйте диаметр, чтобы по мере заглубления он не сужался. При проведении земляных работ используйте два вида лопат: штыковой – рыхлите землю, совковой – извлекайте грунт.
  3. Крышку септика желательно оснастить смотровым окошком, через которое удобно будет контролировать уровень заполненности резервуара.
  4. Без чистки «колодца» не обойтись. Но сократить количество этих мероприятий вполне возможно. Для этого рекомендуем использовать средства для чистки автономной канализации.

Содержащие бактерии средства выпускаются в виде порошков и жидкостей

Попадающие в сборник микроорганизмы будут перерабатывать органические отходы. Некоторые бактерии способны даже переработать туалетную бумагу, разложить соединения нитратов и вредные химические средства. Объем твердых отходов после такой переработки составляет всего 20%.

Как делать не стоит

Интересуясь вопросом изготовления септика из покрышек, вы наверняка сталкивались со схемой, изображенной на рисунке ниже. Авторы конструкции предлагают обрезать часть внутреннего обода шин, выкопать яму необходимых размеров, поместить в нее покрышки, далее – пробурить скважину глубиной от 2 до 5 метров (якобы для того, чтобы облегчить дренаж воды).

Итак, какие ошибки допущены при конструировании данного септика из шин? Разберемся по порядку:

  • фильтрующий слой небольшой, а за счет скважины его эффективность становится еще меньше. Отсутствует песчаный слой для более тонкой очистки стоков. По сути – все неочищенные стоки попросту спускаются в грунт и с легкостью могут достигать первых водоносных слоев. У вас или у соседа на участке есть «скважина на песок» или неглубокий колодец? Что же, вы можете поплатиться столь безответственным подходом, ведь все неочищенные стоки вернутся обратно в виде «чистой, питьевой» воды;
  • данный септик абсолютно не защищен от воздействия грунтовых вод, а также пучинистых явлений, которые протекают в толще грунта при его замерзании зимой. Целостность конструкции может с легкостью нарушиться уже в следующем сезоне эксплуатации. Плюс ко всему, септик из покрышек абсолютно не защищен по бокам, а малая толщина боковой засыпки никак не способствует хорошей очистке стоков – отсюда неприятный запах из септика и ряд других неудобств, таких как сложность в обслуживании (как чистить септик из шин?).

Монтаж

Итак, что потребуется перед тем, как сделать септик из покрышек. Для начала, к месту расположения будущего септика необходимо подвести коммуникации. Канализационную трубу для защиты от промерзания и повреждений нужно утеплить и защитить коробом. После этого определяемся с глубиной и шириной ямы.

Положив одну из автопокрышек на землю, нужно начертить границы ям под септик. Зазор между внешней стороной шины и почвой можно оставить для лёгкости ввода покрышек и для дополнительного утепления септика. Затем копаем ямы для резервуаров и заглубляем покрышки. Верхний уровень жидкости всегда должен быть ниже уровня почвы. При укладке шин это нужно учитывать.

Копаем своими руками котлован для канализации из шин

Дно первой ёмкости септика необходимо засыпать щебнем (ориентировочно 30 см) и выстелить каким-либо материалом, не пропускающим жидкость в грунт. Если позволяют средства, можно забетонировать. В бюджетных вариантах наиболее популярными являются такие материалы как рубероид или очень плотный полиэтилен в несколько слоёв.

Устройство септика подразумевает сброс отстоянной воды непосредственно в грунт, поэтому в дне второго колодца для лучшего дренажа можно сделать буром скважину метров на пять и вставить туда перфорированную гибкую пластиковую трубу. Примерно на 10 см её нужно будет засыпать щебнем, чтобы дно не заиливалось и вода проходила без препятствий. Внутри резервуара из покрышек труба должна возвышаться на один метр, а верх её лучше покрыть мелкой сеткой. Вокруг трубы дно тоже необходимо засыпать щебнем и песком. Но при хорошем уровне поглощения воды почвой, в последнем резервуаре будет достаточно только использования фильтрующего дна.

Схема канализации из покрышек

Для прочности конструкции края шин соединяют проволокой или монтажными «хомутами», а затем обрабатывают любым доступным герметиком.

Покрышки обрезаются, чтобы жидкость в них не скапливалась и соединяются между собой с помощью хомутов

Теперь нужно сделать отверстия для трубы в обоих резервуарах. В первую ёмкость труба должна заходить несколько выше, чем выходить из неё, чтобы происходил перелив. Вставляем трубу и засыпаем края ямы щебнем и песком. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить сооружение. Места, где канализационная яма из покрышек соединяется с трубами, хорошо герметизируются.

Подводим канализационную трубу к автомобильным шинам

Последним этапом в создании септика из покрышек своими руками будет закрепление крышки из материала, не подверженного гниению или повреждениям. Лучше всего подойдёт плотный пластик.

Отличие от выгребной ямы

Сливная яма и септик — не одно и то же. Это совсем разные объекты и их целевое назначение различается.

Выгребная яма герметичная и служит только для заполнения сточной жидкостью. Когда она полная, эксплуатация сооружения прекращается. Владелец вызывает специальную ассенизаторскую машину, которая откачивает все содержимое ямы.

Совсем другое дело — септик. Данное сооружение выполняется негерметичным.

При незначительном наполнении емкости владельцам даже не нужно думать об откачке содержимого.

Более интенсивное пользование водой, частые стирки, наполнение бассейна и посещение сауны в доме все же приводит к переполнению септика. Воду в нем приходится откачивать, вызывая ассенизаторскую машину. Однако этот процесс осуществляется гораздо реже, чем при наличии выгребной ямы.

Конструкции септиков бывают самые разные. Стенки выкладываются из кирпича, шлакоблоков, бутового камня, гранита с отверстиями для интенсивного впитывания воды.

Дно застилают щебнем, битым кирпичом, керамзитом, оставляют простой не трамбованный грунт. Прекрасным материалом для строительства септика на дачном участке, дворе коттеджа, собственного дома являются лысые автомобильные покрышки.

В чем заключается популярность конструкции

Первое преимущество заключается в изобилии материала – автомобильной резины, которая уже не годится для своего прямого предназначения, а вот для септика подойдет отлично. Такие покрышки можно накопить самостоятельно или попросить у своих родственников и друзей, можно также обратиться в шиномонтаж. Здесь если не отдадут так, то наверняка цена будет символической.

Нужно обязательно правильно рассчитать и максимально ответственно подойти к обустройству такой ямы для дренажа. Если сделаете все правильно, то эффективность будет даже больше, чем если бы использовали конструкции, изготовленные на заводе.

Немаловажным преимуществом является его низкая цена. Если у Вас есть достаточное количество старых покрышек от своего автомобиля, то септик будет практически бесплатным, а яму выкопать своими руками.

Схема канализации из покрышек

Обустраивать очень просто. Для того чтобы монтировать септики из заводских материалов, наверняка придется нанимать помощника или просить друга. Сделанный септик из покрышек настолько простой, что Вы сможете сделать его самостоятельно.

Недостатки

Несмотря на его преимущества, все же существуют и некоторые недостатки. Обустройство в домах, где проживает более трех человек нецелесообразно.

Зимой Вы наверняка не сможете его использовать. Даже если хорошо утеплите, все равно резина будет промерзать. Содержимое внутри будет тоже замерзать, поэтому его переработка бактериями будет невозможной.

Несмотря на то, какие покрышки будете использовать, придется достаточно часто откачивать содержимое. Дважды в год нужно делать осмотр соединений между покрышками для того, чтобы обнаружить места, где произошла разгерметизация.

Септик из использованных автопокрышек обладает не самым продолжительным сроком службы

Даже если будете бережно использовать и ухаживать, срок службы небольшой. Такой септик из покрышек может эксплуатироваться не больше 15 лет.

Данная конструкция обязательно предусматривает наличие крышки. Она не только защитит от попадания предметов, животных или людей, но и не допустит распространение характерного запаха.

Итак, если Вы решили, несмотря на недостатки, все же оборудовать такой септик, наверняка заинтересуетесь, как сделать и где лучше монтировать. Об этом мы сейчас и поговорим.

Где расположить

Такой септик должен располагаться от жилого помещения не ближе чем 5, а лучше 10 метров. Расстояние до колодца должно составлять не менее 30 метров в условиях песчаного грунта и не менее 25 метров при глинистой почве. Деревья должны расти не ближе, чем три метра, поскольку могут загнивать корни. Отдаленность к городу соседей должно быть не менее 2 м.

Прежде чем делать, нужно полностью убедиться, что расположение грунтовых вод к поверхности земли составляет не менее 5 метров. Оптимальная функциональность будет в условиях песчаных грунтов. Лучше всего будет установить там, где грунт зимой не сильно промерзает, это нужно для того, чтобы не допустить деформацию покрышек.

схема расположения канализации из автомобильных шин на участке.

Монтажные работы

Рассмотрим, как должны проходить монтажные работы по строительству ям из старых автопокрышек. Для этого следует запастись необходимым количеством одинаковых по размеру автошин, а также приготовить инструмент – лопаты.

Земельные работы

  • На место строительства ямы укладывается покрышка и обрисовывается ее контур.
  • От полученной линии делают отступ в 10 см и очерчивают контур будущей ямы. Так определяется диаметр котлована, а вот глубина сливной ямы зависит от того, какой объем резервуара требуется получить. Как правило, для дачной канализации используется 5-7 покрышек, уложенных друг на друга. Высотой этой стопки и определяется глубина котлована, который следует подготовить.

  • Начинают работу, используя самые обычные штыковые лопаты. А вот, когда глубина ямы станет такой, что работать будет неудобно, потребуется воспользоваться инструментом на длинных черенках.
  • Сначала используется штыковая лопата. Ею производят обработку вертикальных стенок котлована и рыхление грунта на глубине. Затем при помощи совковой лопаты грунт извлекается на поверхность.

Сооружение дренажной скважины

После того, как копка сливных ям завершена, следует в ее центре сделать дренажную скважину. Эта деталь необходима для повышения степени дренирования. Выполняется работа так:

  • При помощи садового бура выполняется скважина, ее глубина может достигать 5 метров.
  • В скважину опускают дренажную трубу (трубу из пластика с отверстиями для прохождения воды).
  • При этом верхняя часть трубы должна выступать над уровнем дна ямы примерно на метр. Это необходимо для того, чтобы твердые отходы не попадали в дренажную скважину. С этой же целью верх трубы накрывают полимерной сеткой.
  • На дно ямы насыпают десятисантиметровый слой щебня.

Подготовка покрышек и их укладка

Выбор покрышек зависит от требуемого объема сливной ямы. Если расход воды небольшой, то можно использовать покрышки от легкового автомобиля. Для изготовления более объемного резервуара нужна резина от грузовика или спецтехники.

Разумеется, не требуется покупать новую резину, в этом случае, строительство сливной ямы влетело бы в копеечку. Профиль протектора для строительства этого очистного сооружения не имеет значения.

Резина может быть полностью изношенной, но на ней не должно быть повреждений – порезов:

  • Чтобы исключить накапливание отходов во внутренних частях покрышек, с одной стороны шин следует срезать внутреннюю часть обода. Делается это при помощи электролобзика.
  • В покрышке, к которой будет подведена впускная канализационная труба, выполняют отверстие для ее подключения. Для разрезания металлокорда в покрышке следует использовать ножовку по металлу.
  • Покрышки укладывают в колодец, при этом, верхняя должна быть несколько выше уровня грунта.
  • Пространство между стенками ямы и покрышек засыпают щебнем или грунтом.
  • Сверху яму прикрывают крышкой из пластика. В крышке следует предусмотреть отверстие для осуществления контроля наполнения ямы.
  • Поверх крышки рекомендуется насыпать холмик, чтобы исключить попадание в яму дождевой воды.

Из вышесказанного должно быть понятно, как выкопать сливную яму и оборудовать ее, используя обычные старые автопокрышки. Чтобы облагородить эту часть участка, холмик, насыпанный над крышкой ямы, можно засеять газонной травой или устроить там клумбу. Такое оформление замаскирует неприглядный объект оборудования участка.

Септик – не выгребная яма

Не стоит думать, что под септиком из резиновых колес подразумевается простая выгребная яма. Септик из шин – это полноценные 2 или 3 колодца для очистки стоков, которые приходят из дома. Обустроить выгреб с одной ямой можно только в том случае, если в качестве стоков из дома приходят только вода после душа, ванной, стиральной машины. Когда в доме используется еще и туалет, то есть в нечистотах содержаться фекальные массы, необходим септик.

Резервуары септика связаны между собой канализационными трубами, по которым самотеком перемещаются стоки сначала из дома, а потом после первичной отстойки в следующие камеры. Степень очистки такой системой достигает 95%, при условии монтажа 3 колодцев, последний из которых имеет фильтрующее дно.

Схема работы септика

Рассчитать объем ямы

Для того, чтобы как можно точнее вычислить кубатуру колодца, необходимо учитывать некоторые технические нормативы.

Если вы в этом деле человек несведущий, то специально для вас имеется незамысловатая формула.

За базовую основу возьмем следующие постоянные значения:

  • Один человек в сутки тратит на себя около двухсот литров воды. Это проверенный и доказанный факт.
  • Идем дальше. Для того, чтобы микроорганизмы успели переработать естественным образом органические отходы понадобиться три дня.
  • К этим расчетам добавляем количество постоянно проживающих в доме людей.
  • Все три показателя умножаем, и полученный результат будет искомым объемом канализационного колодца.

Стоит знать! Если на вашем приусадебном участке грунт хорошо поглощает воду, то выгребную яму из покрышек можно делать не очень большой.

И вот, наконец, мы подошли к основному моменту – монтажу выгребного колодца.

Для начала определитесь с типом покрышек, которые будете использовать.

Если в ваших планах совсем маленькая конструкция, то вполне подойдут колеса от легковой машины, но, лучше всего использовать шины от трактора или большегрузного транспортного средства.

С большими и тяжелыми изделиями в некоторых случаях могут возникнуть определенные трудности.

Какие именно трудности

Представьте себе, что на вашем земельном наделе грунтовые воды залегают очень близко к поверхности земли.

А это значит, что вам будет довольно сложно заглубляться.

Добиться необходимых габаритов колодца вы сможете методом расширения конструкции, но никак не углубления.

Именно в этом случае вам подойдут колеса большого диаметра.

Для семьи из 3 – 4 человек должно хватить от десяти до двенадцати покрышек.

Запомните! В канализацию, сооруженную из резины, ни в коем случае нельзя выливать агрессивные вещества.

Итак, с материалом определились.

Следующий шаг – копаем яму под скаты.

Если с вместимостью колодца разобрались, можно начинать выполнять земляные работы. Что для этого вам понадобиться:

  • штыковая и подборочная лопата,
  • рулетка,
  • ведро ,
  • бечевка.

На место будущего котлована, необходимо положить колесо и очертить его контуры – это и будет калибр строящегося резервуара.

Теперь, применяя перечисленный инструментарий, начинайте копать, и потихоньку углубляться.

После того, как достигните уровня днища, необходимо проделать в нем отверстие (для этого понадобиться бур).

Скважина даст возможность сточным водам проходить все слои грунта без задержки.

Перед тем, как приступить к работе, необходимо заранее приготовить отводную трубу с отверстиями по бокам. Сверху ее нужно покрыть сеткой из полимера.

Вы спросите: «Зачем это все нужно?». Данное трубное изделие будет исполнять роль дренажа.

Труба вставляется в проем. При этом, она должна располагаться на 1 метр выше дна.

В этом месте делаются добавочные лунки, и крепится сетка, которая будет служить надежной защитой от попадания внутрь трубы крупных фракций канализационных отходов.

Следует не забыть закрыть сеткой и верхнюю часть трубы. Следующий шаг – засыпаем дно будущей конструкции большим щебнем, слоем, не менее 10см.

Наконец-то дошла очередь до укладки основного составляющего сточного колодца – покрышек.

Объемы септиков, размеры бетонных колец, днищ и перекрытий

По стандартам 1 человек в среднем расходует в сутки 200 л воды. Колодец (дренажный не учитывается) должен принимать трехсуточную норму – 600 л. Чтобы произвести расчет объема канализации, это число умножают на количество членов семьи, получают емкость резервуаров. Если камер 2, первая должна принимать ⅔ стоков, вторая – ⅓.

По рассчитанному объему колодцев подбирают кольца

Обращают внимание на маркировку. Буквы указывают на тип ЖБИ, а цифры – на размеры в дюймах: сначала диаметр, затем высота

Последний показатель преимущественно 0,9 м, но при диаметре свыше 1,5 м может быть и 60 см для снижения веса

Диаметр колец для септика от 0,7 до 2 м

Последний показатель преимущественно 0,9 м, но при диаметре свыше 1,5 м может быть и 60 см для снижения веса. Диаметр колец для септика от 0,7 до 2 м.

Расшифровка маркировки железобетонного кольца

По размерам рассчитывают объем 1 кольца. Например, КС10-9 имеет диаметр 1 м, высоту 0,9 м, его объем 0,24 м³. Для двухкамерного очистного сооружения понадобится 3 элемента для 1 человека. Если в семье до 3 человек, таких емкостей требуется 2-3. Объем увеличивают за счет диаметра, а не количества колец – больше 3 устанавливать друг на друга не рекомендуется, т. к. ослабляется устойчивость конструкции.

Диаметр днищ представлен размерами 150, 200 и 250 см. Упрощается монтаж, увеличивается герметичность, если вместо отдельного элемента выбрать монолитное изделие с дном. Перекрытия есть для колец всех типов, кроме КС7. Они со смещенным от центра отверстием стандартного диаметра 0,7 м.

Последовательность строительства выгребной ямы из покрышек

Сложно найти более простой и дешёвый способ самостоятельного обустройства выгребной ямы для канализационной системы дома, чем резервуар из старых автомобильных покрышек. Такой материал каждый автолюбитель сможет найти в гаражном автокооперативе, поспрашивав ненужные покрышки у соседей. Если такой возможности нет, то нужно отправиться в ближайший автосервис, где всегда можно приобрести испорченную автомобильную резину за копейки. После того как строительный материал будет подготовлен, вся работа происходит согласно определённой схеме.

  1. В зависимости от предполагаемых среднесуточных объёмов канализационных стоков подбирается количество одинаковых по диаметру автомобильных скатов.
  2. Котлован роется вручную. Для чего можно воспользоваться штыковой лопатой. По диаметру подготавливаемый резервуар должен быть больше на 250 мм, чем покрышки. Если у домовладельца имеется огород, то первые 50 см грунта обычно плодородные и их можно использовать по назначению.
  3. После того как котлован будет подготовлен и его стенки и дно выравненные, засыпается 20 см слой щебня, который качественно утрамбовывается.
  4. На следующем этапе выполняется укладка на дно резервуара первой автомобильной покрышки. Все работы удобнее выполнять с помощником. Прежде чем укладывать первый скат, нужно обрезать его с одной внутренней стороны. Это в первую очередь необходимо для того, чтобы сточные воды не скапливались в покрышке.

Прежде чем укладывать последнюю или предпоследнюю покрышку в зависимости от того, на какой глубине проходят канализационные трубы, с любого удобного края автомобильного ската вырезается отверстие для подключения канализационной системы, идущей от домостроения.

https://youtube.com/watch?v=40DkGhNiAIo

Строительство септика из автомобильных покрышек

Для выполнения работ своими руками по обустройству канализации частного дома или дачи необходимо запастись автомобильными покрышками. Желательно, чтобы они были достаточно крупными (от грузовых авто). Это позволит создать очистную систему нужного объема. Для получения септика из покрышки необходимого размера правильно использовать 5-7 шин большого диаметра и по 5-7 шин меньшего диаметра для каждой из двух следующих камер.

Итак, работы будем выполнять следующим образом:

  • В первую очередь стоит нанести разметку на грунте. Для этого достаточно выложить три шины рядом и наметить углы будущего котлована. Яму копают своими руками на глубину, соответствующую высоте количества покрышек и плюс к глубине добавляют 30-50 см, а к ширине – по 30 см с каждой стороны.
  • После того как яма будет готова, желательно тщательно выровнять дно и по всему его периметру засыпать его песком толщиной около 30 см. После этого песок хорошо трамбуют.
  • Шины монтируют друг на друга, соединяя их между собой проволокой через перфорированные отверстия. Впоследствии все отверстия и стыки между покрышками нужно будет промазать жидким герметиком. Это обеспечит надёжную герметизацию очистного сооружения.

  • Чтобы первые два резервуара септика из покрышки были полностью герметичны, необходимо обеспечить монолитное дно. Для этого можно использовать либо глиняную подушку (хорошо уплотненную глину), либо цементный раствор. В случае если будет использоваться бетонная стяжка, её лучше армировать металлической сеткой, а сам раствор залить так, чтобы нижняя часть первой шины была слегка утоплена в цемент. То же самое делают и при условии монтажа глиняного дна. Дно третьей камеры нужно засыпать слоем мелкого щебня толщиной 20-30 см. Это обеспечит надёжную фильтрацию осветленных стоков.
  • Теперь производим обратную засыпку септика покрышки. В идеале если для этого будет использоваться глина или смесь песка с цементом в соотношении 1:3. Такие сыпучие позволят обеспечить монолитность конструкции под воздействием сдвигов грунта. Обсыпку вокруг септика из покрышки хорошо трамбуют до самого верха.
  • В последнюю очередь септик покрышки накрывают плотным, но не тяжелым щитом. Это может быть дерево, пластиковые люки и пр.
  • Две первые камеры очистного сооружения оснащаются системой вентиляции.

В чём отличие септика от выгребной ямы?

Людям, не особо сведущим, может показаться, что выгребная яма и септик — это разные названия одного и того же канализационного сооружения. Это в корне неправильно. Септик, в отличие от выгребной ямы, является более современным и модернизированным видом канализации.

Он состоит из двух, связанных между собой, резервуаров. Сточные воды по канализационной трубе попадают в первый — накопительный. В нём происходит первичная очистка: крупные частички оседают на дно и очищающие бактерии начинают их переработку. Во второй резервуар, который обычно несколько меньше, чем первый, попадают уже частично очищенные стоки, где продолжается работа бактерий. Примерно 95% всего объёма, попадаемого в септик, в конечном итоге выводится в виде чистой воды.

Схема стандартного двухкамерного септика с фильтрационным колодцем

Если сравнивать все характеристики выгребной ямы и септика, то станет понятным и очевидным бесспорное преимущество септической канализации. Она показывает гораздо большую эффективность.

Монтаж

Далее, следует подготовить яму. Дно тщательно утрамбовывают, удаляют из стенок крупные камни и корни растений. По правилам СНиП о наружных сточных сетях канализация должна быть удалена от растущих деревьев и кустов минимум на 3 метра.

Когда котлован готов, приступают к укладке покрышек. Колодец может состоять из нескольких шин от Камаза, а вот колес от Кировца или Беларусь понадобится 5 или 6. Первое колесо укладывается на слой резины. Такая подложка помогает создать герметичность устройства. Размеры листа должны быть около 1 квадратного метра.

Битумная мастика (жидкий битум) подойдет для промазки стыков. Последующие колеса скрепляются между собой. Своими руками это легко сделать с помощью хомутов из проволоки. Можно воспользоваться специальной пластиковой сцепкой. Стыки обрабатываются герметизирующими растворами (битум, силиконовый герметик и т.д.).

В третьей-четвертой покрышке необходимо проделать отверстие для сточной трубы, идущей из частного дома. Стык вокруг пластика укрепляется либо эпоксидной смолой, либо жидким битумом. Некоторые строители советуют делать самый верхний ярус колодца из широкой покрышки от Камаза. Это позволяет проводить ревизию колодца без лишних осложнений.

Если для загородного дома или дачи решено организовать переливной септик, то следует приступить к монтажу следующей камеры и перелива. Если колодец будет работать по накопительному принципу, то конструкцию можно заполнить жидкостью и засыпать смесью цемента и песка. На глиняных почвах иногда используется техника создания глиняного изоляционного слоя.

Положив одну из автопокрышек на землю, нужно начертить границы ям под септик. Зазор между внешней стороной шины и почвой можно оставить для лёгкости ввода покрышек и для дополнительного утепления септика. Затем копаем ямы для резервуаров и заглубляем покрышки. Верхний уровень жидкости всегда должен быть ниже уровня почвы. При укладке шин это нужно учитывать.

Копаем своими руками котлован для канализации из шин

Дно первой ёмкости септика необходимо засыпать щебнем (ориентировочно 30 см) и выстелить каким-либо материалом, не пропускающим жидкость в грунт. Если позволяют средства, можно забетонировать. В бюджетных вариантах наиболее популярными являются такие материалы как рубероид или очень плотный полиэтилен в несколько слоёв.

Устройство септика подразумевает сброс отстоянной воды непосредственно в грунт, поэтому в дне второго колодца для лучшего дренажа можно сделать буром скважину метров на пять и вставить туда перфорированную гибкую пластиковую трубу. Примерно на 10 см её нужно будет засыпать щебнем, чтобы дно не заиливалось и вода проходила без препятствий.

Схема канализации из покрышекПокрышки обрезаются, чтобы жидкость в них не скапливалась и соединяются между собой с помощью хомутов

Теперь нужно сделать отверстия для трубы в обоих резервуарах. В первую ёмкость труба должна заходить несколько выше, чем выходить из неё, чтобы происходил перелив. Вставляем трубу и засыпаем края ямы щебнем и песком. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не повредить сооружение. Места, где канализационная яма из покрышек соединяется с трубами, хорошо герметизируются.

Подводим канализационную трубу к автомобильным шинам

Последним этапом в создании септика из покрышек своими руками будет закрепление крышки из материала, не подверженного гниению или повреждениям. Лучше всего подойдёт плотный пластик.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий