Размещение заземляющих конструкций
Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:
- На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
- Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.
В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).
Источник статьи: http://220.guru/electroprovodka/zazemlenie-molniezashhita/ustrojstvo-zazemleniya-pozharnyx-mashin.html
- Свежие записи
- Где находится датчик давления масла ЯМЗ 7511?
- Разбираемся в терминах: что означает «банк 1» и «банк 2» в датчике кислорода
- Приора: последствия поломки датчика коленвала
- Что произойдет, если отключить датчик массового расхода воздуха?
- Что произойдет, если не заменить датчик кислорода?
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
1.7.126
Наименьшие площади поперечного сечения защитных
проводников должны соответствовать табл.1.7.5.
Таблица 1.7.5 Наименьшие сечения защитных проводников
Сечение | Наименьшее сечение защитных проводников, мм |
16 | S |
1635 | 16 |
35 | S/2 |
Площади сечений приведены для случая, когда защитные
проводники изготовлены из того же материала, что и фазные проводники. Сечения
защитных проводников из других материалов должны быть эквивалентны по
проводимости приведенным.
Допускается, при необходимости, принимать сечение защитного
проводника менее требуемых, если оно рассчитано по формуле (только для времени
отключения 5
с):
,
где S – площадь поперечного сечения защитного
проводника, мм;
– ток короткого замыкания, обеспечивающий время отключения
поврежденной цепи защитным аппаратом в соответствии с табл.1.7.1 и 1.7.2 или за
время не более 5 с в соответствии с 1.7.79, А;
– время срабатывания защитного аппарата, с;
– коэффициент, значение которого зависит от материала
защитного проводника, его изоляции, начальной и конечной температур. Значение для защитных проводников
в различных условиях приведены в табл.1.7.6-1.7.9.
Применение пожарных стволов
Пожарные стволы входят в обязательный комплект пожарных автомобилей, мотопомп и внутренних пожарных кранов (ПК) в жилых и производственных зданиях. Ручные пожарные стволы и лафетные переносные пожарные стволы крепятся на окончании рукавной пожарной напорной линии, а стационарные лафетные пожарные стволы устанавливаются на опоре и подсоединяются непосредственно к пожарному крану или насосам на пожарной машине. Пожарные стволы в зависимости от вида пожарного ствола и типа насадок, могут формировать компактную сплошную струю и распыленную струю.
Пожарные стволы, которые формируют компактную сплошную струю воды и различных огнетушащих веществ, применяются для тушения пожара на дальнем расстоянии и для тушения пожара в труднодоступных местах. Пожарные стволы, которые формируют распыленную струю воды и различных огнетушащих веществ, применяются для тушения пожара на близком расстоянии и для тушения пожара на больших площадях, а так же в качестве водяной завесы для защиты людей от огня.
Так же при выборе пожарных стволов необходимо учитывать основные технические характеристики пожарного ствола, такие как рабочее давление, расход воды, дальность подачи распыленной струи , дальность подачи компактной струи и диаметр выходного отверстия насадка. Специалисты нашей компании помогут выбрать наиболее подходящий вид и тип пожарных стволов для вашего объекта.
Размещение заземления
Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:
- В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
- Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.
В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.
Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/zazemlenie-pozharnyh-mashin.html
Для воздушных линий электропередач
Относительно заземлений переносных для воздушных линий (ВЛ) нужно отметить следующее. Они состоят из специальных заземлителей и так называемых «спусков», соединяющих их с элементами временно обустраиваемого защитного контура. Функцию таких спусков для ж/б опор ЛЭП с рабочими напряжениями 6-10 кВ выполняют элементы напряженной арматуры стоек, которые напрямую соединены с заземлителем. В ситуациях, когда опоры закреплены фиксирующими оттяжками – их также допускается использовать в качестве заземляющих проводников (в дополнение к уже имеющимся отводам).
Известные виды переносных заземлений обеспечивают надежную защиту работающего на ЛЭП оперативного персонала. Однако это не означает отказ от принятия дополнительных защитных мер, которые предусматриваются положениями действующих нормативов (ПУЭ, в частности).
Заземление линий электропередач на столбах
Для повышения безопасности обслуживающего персонала при работе на опорах ВВ электропередач, а также с целью защиты установленной на столбах аппаратуры применяется специальный вид заземлений переносных для воздушных линий. Их конструкция выбирается в соответствии с требованиями ПУЭ, в которых величина переходного сопротивления заземленных элементов строго нормируется. На воздушных линиях электропередач с соединенной с землей нейтральной жилой и рабочими напряжениями более 0,4 кВ на железобетонных опорах также заземляется их арматура (включая крюки и штыри, удерживающие провода). Суммарное сопротивление временного заземляющего устройства в этом случае не должно быть более 50-ти Ом.
Установка переносного заземления на воздушной линии
При обустройстве заземлений переносных для воздушных линий с деревянными опорами для получения надежного контакта, как правило, используется болтовое соединение. При заземлении металлических и железобетонных опор указанное соединение допускается делать как на сварку, так и с использованием болтовых стяжек.
Применение переносных заземлений на высоковольтных линиях передач на 10 кВ (6кВ) считается обязательным. При этом временному заземлению подлежат:
- Входящие в конструкцию металлические и железобетонные опоры.
- Деревянные опорные столбы, на которых устанавливаются устройства защиты от грозы и молний.
- Силовые или местные измерительные трансформаторы.
Также не следует забывать о заземлении аварийных разъединителей, высоковольтных предохранителей или других элементов защиты используемой аппаратуры.
Конструктивные особенности и технические характеристики
По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.
Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.
Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.
Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.
1.7.120
Если здание имеет несколько обособленных вводов,
главная заземляющая шина должна быть выполнена для каждого вводного устройства.
При наличии встроенных трансформаторных подстанций главная заземляющая шина
должна устанавливаться возле каждой из них. Эти шины должны соединяться
проводником уравнивания потенциалов, сечение которого должно быть не менее
половины сечения PE (PEN)-проводника той линии
среди отходящих от щитов низкого напряжения подстанций, которая имеет наибольшее
сечение. Для соединения нескольких главных заземляющих шин могут использоваться
сторонние проводящие части, если они соответствуют требованиям 1.7.122 к
непрерывности и проводимости электрической цепи.
Размещение заземления
Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:
- В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
- Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.
В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.
Переносное заземление: технические характеристики
Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:
- Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
- Опрессовка концов провода.
- Крепление струбцин из металла (на концы провода).
- Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
- Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.
Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.
ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)
При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).
Назначение оборудования
Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:
- При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
- При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.
При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:
- переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
- заземляющее устройство для стволов (ЗПС).
При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.
Монтаж и комплектация пожарного крана
Далее мы рассмотрим требования и правила монтажа и комплектации пожарного крана. В одних случаях монтаж осуществляется с помощью сварных стальных труб, а в других с помощью полимерных изделий.
Требования к установке по ГОСТ
Чаще всего пожарный кран располагается в самом удобном месте о котором знают все сотрудники предприятия/компании и т.д. В таком месте устанавливается пожарный шкаф со всем необходимым оборудованием. Если это невозможно из-за геометрических особенностей помещения, то пожарный кран необходимо перенести как можно ближе к отводу ВПВ.
Для того чтобы оперативно поднять давление воды в ВПВ, рядом с пожарными кранами устанавливаются специальные кнопки пуска пожарных насосов или станций. Отдельно отметим следующие правила:
- Все элементы ПК должны быть в рабочем состоянии;
- Рабочий узел всегда должен работать плавно, а для этого его смазывают синтетическими веществами;
- Регулярно заменяются сальники, уплотнители и прокладки;
- Запрещается устанавливать пожарный кран маховиком вниз;
- Запрещается оставлять кран в промежуточном положении. Он должен быть либо полностью открытым, либо полностью закрытым.
Требования к комплектации
Минимальная комплектация любого пожарного крана – это запорный клапан, пожарный рукав длинной до 20 метров и пожарный ствол, полностью готовы к тушению пламени.
Согласно СП 10.13130.2009 в пожарных шкафах, рядом с кранами должны быть переносные огнетушители.
Назначение переносного заземления
Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:
- Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
- Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.
Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:
- ЗПС (переносное заземляющее устройство пожарных стволов);
- ЗППМ (переносное заземление для пожарных машин).
Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.
Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.
Ознакомление с правилами содержания
Ствол ручной РС-70
УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
- Не допускается эксплуатация стволов при рабочем давлении выше максимально указанного.
- Запрещается применять стволы вблизи открытых линий электропередач, расположенных в радиусе действия струи.
- При испытаниях ствола гидравлическим давлением 0,9+0,1 МПа (9+1 кгс/см2) необходимо полностью стравливать воздух из внутренней полости до начала повышения давления.
- При испытаниях ствола с целью определения расхода воды, дальности струи и ее качества необходимо его надежно закреплять в захвате стенда до пуска воды в рукавную линию. Во время испытаний передний торец ствола должен быть направлен в сторону, где исключается нахождений людей.
Ручной пожарный ствол перекрывной РСП-50
РСП-50
1. Запрещается применять стволы вблизи открытых линий электропередач, расположенных в радиусе действия сплошной струи.
2. Запрещается надевать плечевой ремень ствола, присоединенного к рукавной линии при подъеме и работе на высоте. К моменту пуска воды ствол должен надежно удерживаться работающим.
Ствол лафетный комбинированный переносной СЛК-П20 (ПЛС-20П)
СЛК-П20
При работе со стволом должны соблюдаться следующие правила техники безопасности: категорически запрещается применять ствол для тушения загорания электроустановок, аппаратуры, агрегатов, приводов, и кабелей, находящихся под напряжением, а также использовать ствол у открытых линий электропередач, расположенных в радиусе действия компактной части струи.
Защита от электрических разрядов
Основное назначение заземления пожарных машин и стволов – обеспечить безопасность персонала и защитить оборудование от электрических разрядов. Для этого требуется правильное размещение и монтаж токопроводящих устройств и конструкций.
Переносное заземление должно иметь хорошую электрическую проводимость и быть специально предназначено для использования в пожарной технике. В перечне устройств для заземления обязательно должно быть указано сечение провода и допустимый ток.
Основные требования к устройству заземления пожарной машины:
- Заземляющая шина или труба должна находиться на хорошо видном месте и быть легко доступной для обслуживания.
- Переносное заземление должно быть надежно закреплено на шасси пожарной машины.
- Местоположение заземления должно быть защищено от воздействия пожара, травмам и другим опасностям.
Для добивания эффективного заземления необходимо использовать специальные заземляющие струбцины, которые обеспечивают хороший контакт с землей
Также важно правильное местоположение заземления в различных условиях
При монтаже переносного заземления на пожарной машине необходимо учитывать следующие моменты:
- Заземляющая шина или труба должна быть надежно закреплена на переносном шасси.
- Заземляющая шина или труба должна иметь достаточное сечение для переноса тока с минимальным сопротивлением.
- Заземляющая шина или труба должна быть защищена от воздействия пожара и других внешних воздействий.
В различных местах на пожарной машине могут быть применены различные конструкции и устройства для заземления. В зависимости от энергетических характеристик электроустановок и воздействия пожара, местоположение заземления может меняться.
Место | Заземление |
---|---|
На шасси | Заземляющая шина или труба |
На переносном шасси | Заземляющая шина или труба |
На различных линиях | Заземляющая шина или труба |
Правильное размещение и монтаж заземления для пожарных машин и стволов является важным элементом безопасности при выполнении пожарных работ. Соблюдение требований по заземлению обеспечивает защиту от электрических разрядов и минимизирует риск возникновения пожара и травм.
Требования безопасности при работе с оборудованием для получения воздушно-механической пены
Для выработки пенных составов необходимо использование воздушно-пенных (с низкой концентрацией реагента) и пеногенераторов (со значительным показателем кратности).
Пеногенератор дополнительно комплектуется пакетом сеток, которые создают массовую пену
Особое внимание в процессе работы прибора необходимо уделять этому элементу системы, предохраняя его от физических воздействий и коррозионного износа
Для работы с пожарными установками подобных модификаций специалисты допускаются после проведения соответствующего обучения. Требования техники безопасности в случае применения подобного оборудования:
- Запрещают их использование вблизи открытой электросети;
- Требуют регулярного проведения техосмотра при сдаче работы;
- Обязывают специалистов контролировать работоспособность изделий, проводить устранение неисправностей и регулярно контролировать технические параметры изделий.
Пожарные стволы – значимое противопожарное оборудование, специфика использования которого обозначена конструктивными особенностями и техническими характеристиками. Правильный выбор устройства и соблюдение правил эксплуатации позволяют максимально быстро справиться с огнем, спасти имущество и человеческие жизни.
Устройство
При промышленном изготовлении ПЗ традиционно используются гибкие медные жилы с удаленной с них оплеткой, оснащенные специальными крепежными приспособлениями (они по внешнему виду напоминают струбцины). На концах, предназначенных для наложения заземления, имеются изолирующие ручки, препятствующие опасному перемыканию фаз.
Расположенные на них струбцины подключаются непосредственно к обслуживаемому участку линии или корпусу оборудования. Общий вид переносного заземляющего приспособления приведен на фото слева.
Заземление переносное для распределительных устройств в линиях трехфазного тока изготавливается в следующих двух исполнениях:
- как четыре заземлителя, объединенных в одно устройство;
- в виде раздельных элементов, подключаемых к каждой фазе и отдельно – к земле.
ЗПМ-1М — отдельный элемент ПЗ, подключаемый к фазе с одной стороны и к земле с другой
Особая конструкция зажимов для трехфазных цепей позволяет производить их установку, воспользовавшись имеющейся на отводящем конце изолирующей штангой. Для объединения жил на конце заземлителя применяются следующие способы:
- Обычная опрессовка.
- Электросварка.
- Надежное болтовое соединение.
В последнем случае жилы в месте обжима струбциной (ее вид приведен на фото справа) обязательно лудятся тугоплавким припоем. Простое крепление посредством обычной пайки категорически запрещается, поскольку токи короткого замыкания способны разогреть место сочленения до высокой температуры и разрушить элементы устройства.
Обозначение переносного заземления на схеме
По современному ГОСТу существует три обозначения заземления и символ вывода на корпус.
Знак заземления на схемах
Отдельного обозначения для переносного заземления на схемах или чертежах нет. Подробно о знаках заземления вы можете прочитать в нашей статье — Как обозначается знак заземления на схемах и чертежах.
Комплектация и маркировка
В зависимости от конкретной модели и конструктивных особенностей ПЗ в их комплект могут входить следующие составляющие изделия:
- Само переносное заземление в собранном или полностью разобранном виде.
- Набор изолирующих штанг.
- Переносные чехлы и технический паспорт.
Комплект переносного заземления линейного ЗПЛ-1-01 для ВЛ 1 кВ
Для подтверждения полноты комплектации и достаточности ее для работы на все составные части изделия наносится особая маркировка. В ней, как правило, отражается следующая необходимая информация:
- Товарный знак с указанием предприятия, изготовившего данный тип изделия.
- Дата выпуска и марка переносного заземления.
- Сечение токоотводящих жил.
На каждой составной части ПЗ наносится маркировка
В определенном месте на корпусе держателей штанг также указывается предельное напряжение, на которое они рассчитаны.